ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Metal Gear. Часть 2. Основная серия Metal Gear Solid

К концу 1990-х Хидео Кодзима отработал в Konami уже десяток лет и почти каждый его проект оказывался выигрышным, так что Konami полностью доверяли любым словам этого паренька. А слова были такие - "Дайте мне кучу денег и штат сотрудников, я хочу продолжить работу Metal Gear". Так в 1998-м году появился Metal Gear Solid на PlayStation, и именно этот год принято считать настоящей датой рождения серии, ведь игра наконец стала серьезной, а главное - трехмерной!

 

Metal Gear Solid (1998, Sony PlayStation)

Главный козырь всей серии - это, конечно же, сюжет. Хоть он и насквозь пронизан теориями заговора, резкими поворотами и "роялями в кустах", а сами персонажи выглядят абсурдно, сюжет в MGS, несомненно, крут, и биография каждого персонажа прописана в игре до малейших деталей. Это в какой-то мере является и минусом серии - всё настолько запутано, что черт ногу сломит. Так что, совершим небольшой экскурс во вселенную Metal Gear.

metal gear solid

 

#Пояснения#

В игровой вселенной существует организация FOXHOUND - элитное подразделение вооруженных сил США, в котором ехал легендарный солдат через высококвалифицированного шпиона. Организация была основана в 1970-х годах Биг Боссом (aka Нейкед Снейк), и хотя цели организации, а также отношение к ней политических лидеров, со временем, менялись, основной задачей FOXHOUND всегда было выполнение "грязной" и сложной работы, вроде устранения неугодных и подавления конфликтов в "политически чувствительных" зонах, куда вмешиваться напрямую США не могли. В общем, FOXHOUND - это государственные наемники. В 2005-м году они предали правительство и стали террористами. Позднее были официально расформированы.

Биг Босс (он же Нейкед Снейк) – в молодости своей просто отличный солдат, принявший участие в Корейской Войне в 15-летнем возрасте и не расстававшийся с войной до самой смерти. В какой-то момент он стал учеником "Босса" - женщины, обучившей его мастерству убивать и превратившей Нейкеда Снейка в лучшего солдата своего века. В 1970-м, впрочем, несмотря на свой опыт, Биг Босс попал в плен, где и повстречался с Роем Кемпбеллом, служившим тогда в "Зеленых Беретах". Вместе они бежали и организовали FOXHOUND.

Была у Биг Босса, мягко скажем, особенность - вследствие облучения он стал бесплоден. Но потомство благодаря чудесам генной инженерии он всё же оставил. Да ещё какое - Солида Снейка, Ликвида Снейка и Солидуса Снейка. Собственно, представители семейства Снейков и становятся, попеременно, главными героями почти каждой игры серии.

Рой Кемпбелл - "серый кардинал" серии. Для понимания сюжета Metal Gear Solid достаточно лишь того, что он с 1970-х по 2000-у годы работал в FOXHOUND, в котором состоял Солид Снейк. В первом Metal Gear Solid, события которого происходят в 2005-м году, Кемпбелл просто высокопоставленный военный, бывший руководитель (хотя в армии бывших не бывает) Солида Снейка, которому Рой отдает указания и советы по кодеку, не стесняясь поговорить и на отдаленные от прямой задачи темы. У Роя есть дочь, которую он выдает за племянницу - Мерилл Сильвербург. В определенный момент она, по несчастливому стечению обстоятельств, оказалась в плену.

Солид Снейк – это, пожалуй, один из самых узнаваемых персонажей не только во вселенной Metal Gear Solid, но и в игровом мире. Сын (вернее, клон) Биг Босса, унаследовавший от "отца" хладнокровность, мастерство и вредные привычки. Оперативник FOXHOUND под прямым командованием Роя Кемпбелла, при этом лучший в своём деле! Знает шесть языков (в том числе русский), активно использует несколько видов боевых искуств, отлично управляется с любым типом оружия, а на досуге развлекается гонками на волчьих упряжках. К тому же, благодаря кодеку он в любой момент сможет связаться с кем-угодно из целого штата сотрудников, которые всячески должны оказывать ему поддержку. Волнение у такого спеца может вызвать только новая "Беретта" в коллекции.

Metal Gear, название которого есть в каждой части серии, как уже говорилось в первой части ретроспективы, семейство огромных роботизированных махин, нечто среднее между пехотой и артиллерией, правда вооруженных ядерными боеголовками. Способны мгновенно стереть в пыль целый город, так что владеть ими не хочет только ленивый.

###

 

Итак, на дворе 2005-й год в альтернативной исторической ветке. После событий Metal Gear 2 полковник Кемпбелл ушел в отставку. Его место занял Ликвид Снейк, а над участниками FOXHOUND провелись многочисленные генетические усовершенствования - теперь это был генетически улучшенный спецназ нового поколения. Тогда же на базе FOXHOUND образуется террористическая группировка "Son's of Big Boss", которая захватывает "Shadow Moses" - базу по утилизации ядерного оружия на Аляске. Выдвинутые правительству США требования кажутся абсурдными - вернуть тело Биг Босса и выплатить миллиард долларов в течение 24 часов. В противном случае Metal Gear REX, усовершенствованная модель Metal Gear, будет применен против США. Но учитывая то, на что способны члены FOXHOUND и Metal Gear, требования и угрозы становятся более чем серьезны.

metal gear solid

По просьбе министра обороны США Рой Кемпбелл находит Солида Снейка на Аляске, куда тот отправился на заслуженный отдых, и уговаривает отправится на Shadow Moses, чтобы вызволить заложников (в числе которых дочь Роя) и устранить Ликвида. Солид, конечно же, соглашается.

Путаница, словно в мыльной опере, не правда ли? А ведь это лишь малая часть сюжета, а ключевых персонажей в игре добрых два десятка, при встреча с каждым из которых вас ожидает отлично срежисированная катсцена продолжительностью в полчаса, придающая игре кинематографичный оттенок. Здесь же вы впервые столкнетесь с членами группировки FOXHOUND и увязнете в болоте сложных взаимоотношений между персонажами серии.

К примеру, Револьвер Оцелот, как ясно из имени, большой поклонник револьверов и пыток - правая рука Ликвида Снейка. Сам Ликвид Снейк, второй "сын" Биг Босса и "брат" Солида Снейка, мечтает создать из останков отца армию генетически совершенных клонов. Грей Фокс, которого вы спасали ещё в первом Metal Gear, появится здесь уже в качестве противника в невероятной ловкостью и реакцией (последствия генетических модификаций и воскрешения с того света в качестве киборга). Почти каждый из членов FOXHOUND становится одним из боссов в игре, и сражение с ними вы запомните надолго.

Чего только стоит Психо Мантис (или Сайко Мэнтис, Psycho Mantis) - телепат, телекинетик и экстрасенс с чудовищным запасом магических штучек в рукаве и с чудовищно плохой физической формой. Его ментальные способности настолько сильны, что пробирали до дрожи даже самого игрока, когда тот сообщал ему, в какие игры он играет, и даже перемещал геймпад в пространстве, а во время схватки не только предугадывал все действия Солида и ловко уклонялся от пуль, но ещё и нагло переключал канал телевизора! Группа поддержки Солида тоже хороша - советы уровня "Переключи геймпад во второй порт" пробирали до дрожи не меньше.

После подобных трюков с ломанием четвертой стены, которыми Хидео Кодзима развлекался с игроком в каждой части серии, Metal Gear Solid воспринимался как высокобюджетный боевик, не меньше. И все это при той паре полигонов натянутых на модели персонажей, которые в 1999-м году гордо именовались "3D-графикой".

metal gear solid

Не менее интересен и сам игровой процесс, в целом, ставший продолжением идей первых Metal Gear. В Metal Gear Solid геймплей является переплетением настоящего шпионского стелса с хитрыми квестами, вновь и вновь ломающими все представления об играх.

Хотя Солид Снейк смог бы пройти Shadow Moses и уничтожить Metal Gear не то, чтобы расстреливая всё живое на пути из ручного пулемета, а даже голыми руками, игра мягко намекает, что проходить её стоит именно по стелсу, устраняя цель только в крайних случаях. Именно в Metal Gear Solid появляется легендарная коробка, ставшая "мемом" игровой индустрии на годы вперед. Достав её из инвентаря и спрятавшись в ней, Снейк, не вызывая никаких подозрений у охраны, мог проползти добрую половину базы, прерываясь лишь на разборки с боссами. Главное не вставать на пути следования охраны, иначе бегающая коробка всё-таки вызовет интерес, а нашему герою придется выползать из уютного гнездышка и вырубать чрезмерно любопытного охранника парой отработанных ударов.

Инвентарь, к слову, у Солида весьма внушительный, а самый забавный его элемент - сигареты. Увы, пачкой сигарет нельзя никого убить - безграничный запас сигарет Солида используется для прохождения инфракрасных ловушек. В лучших традициях фильмов о грабителях, где осыпав пудрой помещение, девушка ловко пробиралась сквозь лазерную сигнализацию к заветной цели, Снейк подсвечивает дымом инфракрасные детекторы. Но курить вредно, именно поэтому сигареты уменьшали здоровье Солида не хуже, чем армия вооруженных охранников.

Помимо табачных изделий, в инвентаре Солида находился внушительный арсенал пистолетов и пулеметов с глушителем и без, гранат и мин, а также транквилизатор для наиболее миролюбивых игроков. Забавный факт - именно "мирный" путь прохождения с транквилизатором и кулаками всегда был наиболее предпочтительным и всячески поощрался Хидео в любой части серии. В Metal Gear Solid 3: Snake Eater, например, появится даже целая миссия, в которой перед вами представал каждый убитый противник и каждая съеденная зверюшка.

metal gear solid

Ещё одним важным элементом геймплея являлись переговоры по кодеку. Кодек - это такая рация, по которой, выбрав нужную частоту, вы можете связаться с кем угодно из свой группы поддержки и получить информацию или совет о том, что делать дальше. К примеру, полковник Кемпбелл будет сыпать приказами; Мей Лин, симпатичная китаянка из вашего штата, нужна только для того, чтобы сохранятся (после каждого сохранения вы услышите китайскую пословицу); Инструктор Миллер даст совет о выживании во враждебной среде; Наоми, Наташа Романенко и Отакон дадут совет об использовании оборудования, устранении противников и слабых местах Metal Gear.

С кодеком же связана забавный "баг", с которым столкнулась львиная доля игроков, игравших в пиратскую копию. В какой-то момент для того, чтобы сюжет двигался дальше, необходимо было совершить звонок по кодеку, но частота была неизвестна - лишь смутное указание посмотреть на коробку с диском. И действительно - заветные цифры "140.15", необходимые для связи с Мерил, были одним из скриншотов на обратной стороне коробки. Тем, кому не повезло, приходилось либо вручную прокручивать весь частотный диапазон, либо ждать выхода журнала с заветным "прохождением".

 

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001, Sony PlayStation 2)

metal gear solid

Говоря о второй части Metal Gear Solid и последующих, стоит отметить, что практически всегда Кодзима в сюжетной ветке пытался затронуть определенные темы. Как глобальные - бессмысленность войны и теории заговора, так и личные - моральные изменения человека, предательство, смерть. Серия взрослела вместе с Кодзимой и целевой аудиторией, а говоря о Metal Gear Solid 2, ключевой темой игры стали виртуальные симуляции.

Работа над Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty началась практически сразу после выхода первой части, но уже для PlayStation 2. Благодаря смене платформы графическая часть игры стала не в пример лучше. Говоря об игре в целом - это одна большая пародия на первую часть, и вскоре вы поймете почему. Правда, пародия с массой крохотных сюжетных и геймплейных отличий.

На дворе уже 2007-й год. FOXHOUND, большинство членов которых погибли от руки Солида, расформирована, а сам Снейк, лицом к лицу столкнувшись с Metal Gear, нашел своё призвание - устранение этих дьявольских роботических машин, кому бы они не принадлежали и для каких бы целей не использовались. В этом ему помогает Отакон - персонаж первой части и главный инженер Metal Gear.

metal gear solid

Узнав о новой версии Metal Gear под кодовым названием Metal Gear RAY, Отакон посылает Снейка на Танкер, на котором транспортируется робот. Как только Солид оказывается в месте назначения, танкер захватывают русские террористы во главе с Револьвер Оцелотом и Сергеем Горлуковичем. Вскоре Оцелот предательски убивает партнера, топит танкер и угоняет Metal Gear. Игра делится на две главы, и первая, продолжительность которой составляет всего пара часов, была выпущена в качестве трейлера к основной игре.

События второй главы происходят ещё через два года. Главный герой теперь - Райден, новичок FOXHOUND, прошедший курс тренировок в виртуальной реальности. Новобранец получает от Роя Кемпбелла первое настоящее задание - проникнуть на завод Биг Шелл, освободить заложников, в числе которых президент США, и обезвредить террористическую группировку "Сыны Свободы", во главе которой, внезапно, Солид Снейк (хотя чуть позже выяснится, что это не так).

Замес схож с первой частью, не правда ли? Опять террористы, захватившие завод, опять Рой Кемпбелл отдает указания по кодеку, и даже злодеи почти те же - Револьвер Оцелот, выживший после прошлой игры и пересадивший себе руку Ликвида Снейка, заработав при этом раздвоение личности. Разве что база на Аляске сменилась заводом посреди океана, а главный герой, женоподобный парень с седыми волосами - полный антипод Солида Снейка.

metal gear solid

Чем дальше вы проходите по сюжету, тем сильнее становится ощущение подвоха. Особенно, когда Рой начинает давать неверные указания, а в какой-то момент и вовсе отдает приказ выключить игровую приставку! Чуть позже вы поймете, что Райден - главный герой, испытывает то же непонимание происходящего, что и игрок по ту сторону экрана. Мир начинает рассыпаться на отдельные, слабо связанные с собой составляющие, подводя Райдена к простой отгадке - вся миссия на Биг Шелл является виртуальной симуляцией сложного ИИ, который, впрочем, не в состоянии воссоздать человеческую психику и просчитать все варианты событий.

В какой-то момент Райден заражает систему, и симуляция начинает рассыпаться. После этого, наконец, он оказывается в реальном мире на подмоге у настоящего, вполне себе живого после инцидента в 2007-м году, Солида Снейка. При этом в руках у Райдена гигантская катана, а управление ей реализовано также, как через 12 лет оно будет реализовано в Metal Gear Rising.

Хотя сюжетно Metal Gear Solid 2 является пародией на саму себя, графически игра значительно похорошела, так что теперь лица героев даже были различимы, а в переговорах по кодеку игроки даже видели трёхмерную модель говорящего. Прочитанные Кодзимой работы о теории симуляций и суперкомпьютерах пошли игре только на пользу, ведь ИИ противников в разы поумнел и считается одним из лучших для своего времени. Теперь охранники нередко ходят группами, а при обнаружении главного героя вызывают подкрепление и сообща пытаются изрешетить Райдена и отрезать пути отхода. При этом слабо бронированные противники прячутся, едва заметив вас, а отряды в бронежилетах прут к вам по чем зря.

metal gear solid

Сам Райден также прибавил в способностях. Во-первых, охранников можно было грабить! Наведя ствол прямиком на одинокого охранника, вы пугали его настолько, что тот вытряхивал из карманов весь свой арсенал. Во-вторых, противника можно было использовать в качестве живого щита и пробираться сквозь охрану к безопасному укрытию.

Упор на стелс стал ещё больше - всю игру можно было пройти без единого убийства, используя только транквилизатор, оглушающие гранаты и собственные кулаки. Кроме того, Райден научился стрелять от первого лица, плавать, кувыркаться на перилах, отвлекать противника броском случайного предмета или ослеплять паром трубы. В общем, геймплей стал куда богаче и интересней. В остальном же, Metal Gear Solid 2 остался верен традициям и мало в чем изменился с прошлой части.

 

Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004, Sony PlayStation 2)

metal gear solid

Прежде чем начинать рассказ о третьей части серии, стоит вновь внести немного пояснений, касательно мира игры. Существовала в начала XX века организация "Философы", о которой никто не знал, но были они невероятно злыми и богатыми - эдакие масоны, олицетворяющие теорию всемирного заговора.

Патриоты - не менее могущественная организация, образованная в 1970-х, которая ответствена за любые трагические события во вселенной игры.

Босс - женщина с весьма тяжкой судьбой, заменившая Биг Боссу (тогда ещё Нейкед Снейку) мать, и обучившая его всему, чему знала сама. Связана с философами.

Раздумывая над сюжетом следующей игры, Хидео был в раздумьях. Возможно, как и всякому творческому человеку, ему захотелось переписать всё заново. Так в 2004 году на PlayStation 2 появился Snake Eater - приквел ко всем вышедшим ранее играм. Главным героем Metal Gear Solid 3: Snake Eater становится сам Биг Босс - тогда ещё Нейкед Снейк, бывший "Зеленый Берет", а ныне оперативник группировки FOX, подотчетной ЦРУ. По сути, такой же мастер на все руки, как и Солид Снейк в будущем.

metal gear solid

Действие Metal Gear Solid 3: Snake Eater происходит в 1964-м году, в основном, в джунглях Сибири (откуда в Сибири тропические джунгли, впрочем, неважно). Временной отрезок и локация выбраны не случайно - как мы помним, именно на этот период приходится пик Холодной Войны, а мир не на шутку боялся Третьей Мировой с применением ядерного оружия. Ещё одной стороной тех времен были шпионские игры между СССР, США, Европой и Китаем. Именно они и являются главной темой Metal Gear Solid 3 - добротного шпионского боевика.

Игра начинается с краткой исторической лекции о политической ситуации в мире на тот момент. СССР, по подозрениям, имеют на вооружении один из суровых советских предшественников Metal Gear (к слову, в будущим шагоходы разрабатываются, в основном, Отаконом - сыном и внуком тех первых инженеров, работавших над советскими чертежами). Задачей Снейка является освобождения физика-ядерщика Николая Соколова, с чем он успешно справляется. Однако, получает нож в спину от своего же учителя Босс, которая перешла на сторону противника. После этого Револьвер Оцелот, он же Шалашаска, майор отряда ГРУ "Оцелот", и полковник Волгин, типичный злой русский, силами Босс и её отряда "Кобра", похищают ученого и несколько ядерных боеголовок, одну из которых запускают по базе, на которой этого самого Соколова и держали. Впрочем, это лишь краткое вступление.

Через неделю после произошедшего, Майор Зеро (прототип Роя Кемпбелла из Metal Gear Solid) вновь отправляет Снейка в СССР, теперь уже неофициально. Случившиеся события обострили конфликт между странами и поставили мир перед угрозой ядерной войны. США пообещали устранить Волгина и Босс, что стало новым заданием Снейка под кодовым названием "Пожиратель Змей". На помощь нашему герою также отправили агента КГБ - Еву, как выяснится позднее, ранее работавшую на АНБ США. Всё это лишь начало вихря вынужденной лжи, предательств и откровений, с которыми предстоит столкнуться Снейку, прежде чем тот станет Биг Боссом.

metal gear solid

Помимо ещё более крутых и киношных кат-сцен на движке, третья часть порадовала парой геймплейных новшевств. Декорации сменились на тропические джунгли, так что помимо стелса, появился ещё и элемент выживания. Нейкед, хоть и первоклассный спецназовец, но все же обычный человек, болеющий, голодающий и периодически устающий. Флора и фауна в Metal Gear Solid 3 существует не только для декораций. Словно Биллу Гриллзу, Снейку, чтобы не умереть от голода, придется охотится на зверушек или есть их живьем. Сцена разделывания крокодила или пожирания сырой змеи для Snake Eater - нормальное явление, как и попытка японских разработчиков насадить в тропиках тундры обычные для "Мазер Раша" фрукты а-ля YablOko и MolOko.

Впрочем, той же змеей можно и подавится, дождь может привести к простуде, а падение - к перелому. В таком случае, в дело вступает новый элемент игры - самочувствие героя. В отдельном меню вы получите полную справку о здоровье Нейкеда и Евы, вместе с рентгеновскими снимками каждой части тела, а случись беда - на помощь придут таблетки, бинты, навыки собирания врачебной шины из подручных материалов, обезболивающие и даже сигареты, которые можно использовать для прижигания кровососов на теле. Каждый вид раны придется обрабатывать по-особому, так что мотивация обходить противника, а не переть напролом, мигом взрастет до небес после первого же серьезного ранения.

Тропики привнесли в игру ещё массу возможностей. К примеру, отвлекать противника теперь можно, спугнув стаю птиц выстрелом транквилизатора или свалив улей пчёл на голову охраннику. В игру ввели систему камуфляжей и даже шкалу скрытности, как в Splinter Cell. Каждая новая локация требует переодевания в подходящий камуфляж, который собирается по мере игры - умело скрываясь, вы останетесь незаметным даже сидя в метре от противника.

metal gear solid

Не обошлось, как водится, и без клишированных "злых русских", фирменного юмора серии, сотни пасхальных яиц и отсылок на саму себя. В игре даже появляется вылитый Райден из Metal Gear Solid 2! Встречайте - обьект тонны шуточек о нетрадиционной сексуальной ориентации, садист и просто красавец - длинноволосый и седой майор КГБ Райкин. А чего стоит молодой Револьвер Оцелот, он же Шалашаска - сверкая погонами полковника, требует величать его майором, а на досуге гоняет на собственном мотоцикле "Урал" с номерами "КОТ". Оцелоту, пожалуй, уделено даже больше страниц сценария, чем Нейкеду - именно в Snake Eater этот весьма примечательный персонаж проявляет себя сильнее всего.

Боссы игры тоже те еще фрукты. К примеру, профессиональный снайпер "The End" с попугаем наперевес, запросто выжидающий в засаде неделями. И не смотрите на то, что из него уже песок сыпется от возраста - схватка с ним наверняка приведет к треснутому от злости джойстику, ведь меткий, зараза. Впрочем, если перевести время в настройках консоли на пару недель вперед - один из самых надоедливых боссов попросту помирал от старости в ожидании Нейкеда, и это не шутка. Другой же босс, как Психо Мантис из первой части, забирался в глубины подсознания игрока, под конец проводя сквозь таинственное озеро, где противниками выступали все убитые Нейкедом существа. Пройти озерцо без единой потери можно, но для этого нужно лишь никого за всю игру не убить.

В целом, Snake Eater многими считается одной из лучших частей серии, и именно поэтому рекомендуют начинать знакомство с серией именно с неё. Ну, или потому, что Snake Eater во вселенной Metal Gear стоит первой по хронологии событий.

 

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008, Sony PlayStation 3)

metal gear solid

В 2008-м году, спустя 10 лет после первого Metal Gear Solid и 20 лет после первого Metal Gear, вышло эпичное завершение истории Солида Снейка и мира Metal Gear Solid, в целом. Тем не менее, это далеко не последняя игра в серии.

2014-й год. Мир погряз в полномасштабной войне, но не в той, что приходит на ум при слове "Война". Война стала аккуратной и идеальной, как произведение искусства. Войны в современном мире ведутся не между обычными солдатами, а между наёмниками. В некотором роде, между биороботами с подавленными желаниями и сильно подтертой памятью, в заранее оговоренных зонах, по заранее оговоренным правилам, нарушить которые практически невозможно, так как наномашины в крови управляют солдатами гораздо сильнее их собственной воли. Наемником управляет удаленный сервер, так что он просто физически не может нажать на спусковой крючок и убить своего соратника, мирного жителя, себя и любого человека, убийство которого не прописано в лицензии, которой обладает компания-владелец. Отвечает за всё это сложная электронная система, названная "Сыны Патриотов".

metal gear solid

Кто-то скажет, что это утопия, и будет прав. Хотя конфликты никуда не делись, а лишь разгорелись с новой силой, "Сыны Патриотов" сделала войну цивилизованным аспектом человеческой природы, в отличие от политики ядерного сдерживания, едва защищающей мир от погружения в глобальный хаос и неспособной предотвратить хаос локальный.

Нашлись у системы и свои противники - Ликвид Оцелот, постаревший Револьвер Оцелот с пришитой рукой Ликвида Снейка и развившимся вследствие этого раздвоением личности. За свою долгую жизнь он успел основать в 1970-х организацию "Патриоты" и возненавидеть их настолько, что решил свергнуть их власть, как когда-то им же была окончательно добита власть Философов.

Главный герой, Солид Снейк, стоит на стороне системы. Снейк, впрочем, стремительно постаревший из-за генетических особенностей и вируса Фоксдай, стал Олд Снейком. Тем не менее, война буквально в его генах, поэтому старый боевой товарищ Рой Кемпбелл, просит отправится на последнее задание - устранение Ликвида Оцелота и защита системы "Сыны Патриотов". Конечно же, постаревший герой будет не один. Помимо усовершенствованного костюма и штаба союзников, среди которых старый друг Отакон, Солид повстречает практически каждого персонажа, когда-либо появившегося в серии, и на протяжении всех 60 с лишком часов игры (треть которых - видеовставки на движке) в мировом масштабе подведет итог серии, закончив её одной из самых трогательных концовок в истории игровой индустрии.

metal gear solid

С таким сюжетом, игра должна была бы стать киберпанковым боевиком, но это всё ещё Metal Gear Solid, с поправкой на самые современные реалии. Помимо сменяющихся напарников и абонентов в кодеке (среди которых даже персональный психолог), у Солида появился персональный Metal Gear - подарок Отакона, правда, маленький и использующийся для разведки, оглушения, минирования и отвлечения врагов. Вид от первого лица и вид с фиксированной камерой сверху сменился на традиционный вид от третьего лица с переключением на "режим прицеливания".

На смену шкале скрытности пришла шкала стресса - теперь любые неудачи, ранения или погони отражались на психологическом состоянии Снейка, из-за чего тот хуже стрелял и вообще вёл себя раздраженно. К счастью, для снятия стресса Снейк носит с собой персональный iPod, так что для полного умиротворения достаточно было просто полежать на полянке, послушать J-POP, выкурить сигаретку или, на худой конец, поговорить с психологом.

Небольшие изменения коснулись и боевой системы. Мало того, что в руках Снейка был самый современный арсенал с кучей плюшек а-ля "Автонаведение", так ещё и добывать его стало гораздо проще. Для этого в игру был введен своеобразный магазин, где купить и продать вооружение и модификации к нему можно было по щелчку пальцев, а новые типы оружия открывались за найденные на поле боя экземпляры. И, наконец, универсальный костюм Снейка. Теперь не нужно было переодевать камуфляж вручную - достаточно было постоять пару минут у нужной поверхности, и окрас камуфляжа сменится на подходящий для локации.

metal gear solid

 

Metal Gear Solid V: Ground Zeroes (2014, Sony PlayStation 4 / Microsoft Xbox ONE)

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015, Sony PlayStation 4 / Microsoft Xbox ONE)

metal gear solid

После большого количество портов, портативок и спин-оффов, о которых мы поговорим в следующей части ретроспективы, вышла последняя на данный момент номерная часть серии. О Metal Gear Solid V можно говорить много - вышла она, сравнительно, недавно и стала, пожалуй, самой противоречивой игрой серии. Во-первых, потому что разработчики вновь начали экспериментировать с геймплеем, буквально закинув Снейка в «песочницу», не потрудившись вдоволь наполнить ее контентом (и это не единственная проблема игры). Во-вторых, разрабатывалась игра, отчасти, без Кодзимы, ведь аккурат перед релизом Хидео официально покинул Konami из-за многочисленных недоразумений, а сотрудников Kojima Production распустили по другим отделениям.

Metal Gear Solid V вышел в двух частях - "Ground Zeroes" и "The Phantom Pain". Первая появилась в результате того, что руководство требовало от Кодзимы побыстрее показать результат работ, так что Хидео решил провернуть тот же фокус, что и с Metal Gear Solid 2, когда в качестве трейлера вышла первая часть со Снейком, а главным героем основной игры был Райден. Получилось "не очень", ведь Konami решили продавать одну миссию на одной карте, даже не треть игры, по цене полноценной, что вызвало массу критики среди игроков и игровых издательств. Это стало одной из причин ухода Кодзимы из Konami.

metal gear solid

Различаются ли между собой две части? Да, и весомо! Довольно странно рассматривать их как единую игру, ведь первая была завершенным повествованием с проработанной предысторией и эпичным финалом, а вторая порадовала геймплейными новшествами, зато сюжет из-за ухода Кодзимы подается скомканно и невнятно, а концовка так и вовсе слита.

Сюжет продолжает события портативки Metal Gear Solid: Peace Walker, начавшей новую, "ядерную" главу в мире Metal Gear Solid. На дворе 1975-й год, Биг Босс уже не просто крутой оперативник, а глава собственной организации MSF (Militaires Sans Frontières) и отчасти влиятельное политическое лицо. Даже если вы не играли в Peace Walker и не знаете, откуда взялась MSF, предыстория излагается вначале Ground Zeroes.

Если вкратце, мир свихнулся на ядерном вооружении, Биг Босс, в Peace Walker одолевший ядерный шагоход, втайне собрал по его чертежам собственный Metal Gear с парой ядерных боеголовок, и многим это не понравилось. Паз Ортега, героиня Peace Walker, оказывается жива, и об этом становится известно Биг Боссу, который лично отправляется спасать её на секретную военную базу на Кубе. Все это происходит аккурат перед комиссией МАГАТЭ на главную базу MSF, которая должна подтвердить, что люди Биг Босса не прячут пару гигантских роботов в этом своём Outer Heaven. Само собой, всё идёт на перекосяк, а Снейка от начальной заставки до финальных титров всё сильнее закручивает водоворот интриг, связанных с новым главным злодеем - таинственным "Черепом", главой организации XOF и агентом "Шифра" (те же Патриоты).

metal gear solid

Вереница взаимоотношений секретных организаций со странными названиями, интереснейших персонажей и плотно переплетенных, жестоких историй жизни этих самых персонажей, при этом с отличной режиссурой - всё это есть в Ground Zeroes. Говоря же о Phantom Pain, можно сказать лишь "Через 9 лет после событий прошлой игры Биг Босс вышел из комы и начал мстить, попутно узнавая, что за эти 9 лет произошло и знакомясь с весьма странными людьми".

Представьте себе ребенка Fallout и Splinter Cell, воспитанного Arma и XCOM - этим и будет Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, если говорить о геймплее. Главной фишкой пятой части стал открытый мир, что действительно было для серии в новинку - прошлые игры были весьма коридорны. Минусами нововведения стали сразу два аспекта - миссии, заключающиеся в "пройти из точки А в точку Б не обнаружившись" уже не блещут уникальностью, а локации в огромном открытом мире выглядят пустыми. Серьезно, локация очередной миссии представляет собой, к примеру, огромную пустыню, с парой военных баз и десятка удаленных друг от друга блокпостов, вне которых - та самая, абсолютно пустая пустыня. С другой стороны, Снейк полностью предоставлен сам себе и может, как минимум проходить одну и ту же базу разными способами - то часами исследуя траектории часовых и пробираясь тихо как мышка, то вызывая вертолет и устраивая противника ад и погибель.

metal gear solid

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain - это добрых 70 часов игры и 50 миссий, но, увы, в них не чувствуется изюминки и доли юмора, что были в серии ещё с тех времен, когда Солиду Снейку приходилось определять заложника, замаскированного под охранника по походке, а Райден находил нужного человека по сердцебиению. Зато в The Phantom Pain полно пасхальных яиц, разбросанных по военным базам в виде разговоров между охранниками или кассет с аудиозаписями, в которых можно найти больше информации о мире, биографические факты персонажей, намеки на слабости противника и прочее.

Несмотря на все недостатки - Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, несомненно, крутая игра! Мог ли Биг Босс в Snakel Eater просто сесть и угробить подвеску военному джипу, наматывая круги по локации, а потом запустить его в склад и превратить своё безумие в отвлекающий маневр? Или добраться до артиллерийской установки посреди базы и разбомбить всё вокруг к чертям? В общем, Metal Gear Solid впервые развязала игроку руки, позволяя самим написать сценарий прохождения и вывалив для этого уйму геймплейного функционала. Почти любую технику можно водить, почти ко всему, что не прибито, можно прикрепить фултон и утащить на базу, будь то уснувший солдат, танк или контейнер с припасами.

metal gear solid

В The Phantom Pain Снейк обзаводится ещё и напарниками, коих четверо. Пёс, который мало того, что мило выглядит, так еще и умеет отвлекать противников, таскать снарягу, помечать цели, а после прокачки с радостью вцепится в глотку подкравшемуся сзади охраннику. Лошадь, отлично справляющаяся с целью быстрой транспортировки Снейка по пустыням. Робот, который, в целом, быстрый как лошадка с титановыми конечностями, но может по необходимости обрастать полезными плюшками вроде пулемета. И наконец, сексуальная, но молчаливая напарница с символизирующим именем "Молчунья" (или Quiet). Вкратце - снайпер-разведчик, быстрый, ловкий и незаметный.

Другой важный элемент игры - микроменеджмент и управление базой. Вам приходится рулить финансовыми делами своей организации, умело формировать боевые отряды, распределять опыт и следить за всем сразу. Впрочем, это необходимая рутина - прокачав, к примеру, отдел разведки, вы заметите, что карта локации стала куда более четкой и обросла географическими деталями. Прокачали инженерный отдел и пополнили ваш арсенал десятками разновидностей глушителей, гранат, снайперских прицелов и прочего военного барахла на любой вкус, с доставкой прямиком на поле боя. В дополнение к классическим посиделкам в коробке и стелсовым элементам, плавно переходящим в ожесточенные бои в слоу-мо, веселье получается то ещё. 

metal gear solid

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить