ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Final Fantasy. Часть 3. Эксперименты с жанрами

Final Fantasy XI

Final Fantasy XI вышла в мае 2002 года, сперва на PlayStation 2, а после и на Windows. Это была первая попытка вывести серию в онлайн. Final Fantasy XI - MMORPG, снискавшая огромную популярность в Японии (долгое время она оставалась там наиболее посещаемой и влиятельной MMORPG, да и сейчас она весьма популярна), и чуть меньшую во всем остальном мире (в США и Европе игра вышла в 2004 году, где платная подписка стоила 13$/13€/9£ в месяц). На данный момент всё ещё доступно 32 игровых сервера, хотя последнее DLC к игре вышло в 2007 году. Недавно даже появилась новость от Square Enix, что игра будет портирована на Android и IOS. Так как же выглядел переход в онлайн игры, которая испокон веков была одиночной?

final fantasy 11 1

Геймплейно, Final Fantasy XI является вполне обычным представителем своего жанра, хотя поначалу для западного игрока она была немного непривычна, слишком уж "японской" и экзотичной на фоне Lineage и WoW она получилась. Игра имеет пару уникальных особенностей и сохраняет волшебную атмосферу великой серии - персонажи разных классов, бесконечный гринд, прокачка, альянсы, кое-какой сюжет, аукционы и проч.

События игры происходили в мире Вана'диэль, населенном пятью расами:

  • Хьюмы - люди, универсальны и хороши во всем сразу
  • Эльвааны - аналог эльфов, ловких и горделивых воинов, но в то же время способных магов
  • Галки - прирожденные воины, большие и непробиваемые
  • Митры - раса ловких кошкоподобных существ, исторически живших на одном континенте с Тарутару
  • Тарутару - раса маленьких и чертовски милых существ, продвинутых в магическом ремесле

По статистике, именно Тарутару игроки отдавали наибольшее предпочтение, а наименьшее - Эльваанам. У каждой расы были свои особенности, и если вы хотите качать мага - выбирайте Тарутару, а если "танка" - то Галку, но при этом никаких ограничений на изучаемые профессии раса не накладывает.

Так как вся серии Final Fantasy основана на сражениях целой партии, а не героя-одиночки, в боевой системе Final Fantasy XI большой упор сделан именно на командную работу представителей нескольких классов, а некоторые сюжетные квесты вообще невозможно пройти в одиночку. Изначально, классов (или профессий) в игре всего шесть, и все они классические для серии: красный/белый/черный маг, воин, вор и монах, однако, по достижении 30 уровня (при потолке в 90 уровней) игрок мог изучить одну из 14 дополнительных.

final fantasy 11 2

В плане экономики игроки были отданы сами себе. Возможно, за счет платной подписки упор на донат в Final Fantasy XI и играх от Square Enix не так ощутим, как в современных Free-to-Play MMORPG. Внутриигровая валюта добывалась, в основном, путем продажи редких вещей на местном аукционе, хотя что-то выпадало и из мобов. Во многом, именно Final Fantasy XI сформировала явление заработка на редких внутригровых вещах, когда опытные игроки жили тем, что продавали редкости за реальные деньги.

Не будем вдаваться в подробности геймплея, слишком уж их много. Final Fantasy XI была важной вехой в развитии MMORPG в Японии и просто "старым-добрым хитом", переплюнуть который по культурному влиянию и массовости не удалось даже следующей онлайновой Final Fantasy.

 

Final Fantasy XII

Final Fantasy XII вышла в марте 2006 года и стала самой "экспериментальной" частью серии. Разработка была начала ещё пятью годами раньше, а лидер проекта успел смениться с Ясуми Мацуно (он же руководил Final Fantasy Tactics, а до этого тактической Ogre Battle) на Хироси Минагаву, так что двенадцатая часть впитала в себя идеи двух совершенно разных людей (к тому же, Final Fantasy успела получить онлайновый опыт, часть которого перекочевала к последователю).

История разворачивается во вселенной Ивалис (известной нам по Final Fantasy Tactics, хотя и слабо с ней связанной), разделенной на три больших континента - Ордалия, Валендия и Кервон. Власть над землями Ивалиса пытается захватить воинственная империя Аркадия, и, королевство за королевством, ей это удается. Но если император Аркадии посылал ради своей наживы целые армии, убивающие невиновных и наводящие ужас на весь Ивалис, то юный вор Ваан ради наживы всего-то шарит по карманам (причем, только солдат Аркадии) и прочим интересным местам.

final fantasy 12 1

Однажды, спустя два года после осады королевского замка Далмаски, Ваан проникает туда во время торжества в поисках чего-нибудь интересного, и ведь находит! Правда, уже сидя в темнице, пойманный стражей вместе со случайными знакомыми - пиратами Бальтером и Фран. Его находкой стала Амелия, лидер сопротивления Аркадии, и по совместительству принцесса Аше, истинная наследница трона, считавшаяся всеми погибшей. Как и подобает героям Final Fantasy, объединившись, они собственными силами попытаются свергнуть целую империю и вернуть землям Ивалиса справедливость.

Геймплейно, Final Fantasy XII - это Action RPG без случайных схваток и с полностью открытым миром, перемещаться по которому приходится либо пешком, либо на Чокобо или другом транспорте. Чуть позже открывались "кристаллы телепортации", между которыми можно быстро перемещаться, а с помощью "кристаллов сохранения", как легко догадаться, герои сохранялись. Все действия в Final Fantasy XII - путешествия, диалоги и торговля - производились от первого лица, что и делало её непохожей на остальные части серии.

Впервые в серии враги были видимы сразу и их можно было обойти. Если уж вступали в бой, то пауза давалась только на время выбора атакующей команды. Как и в Final Fantasy X, игроку было доступно только три персонажа сразу (вне боя видим был только Ваан), при этом их можно менять на ходу.

final fantasy 12 2

Интересным нововведением стали "гамбиты" - система программирования искусственного интеллекта. Гамбит - это действие, которое выполнит герой партии при определенных условиях. К примеру, если здоровье одного из союзников опускается ниже половины, вы можете прописать вашему лекарю условие "Цель: Cоюзник, Условие: < HP 50%, Действие: Заклинание лечения" а также указать приоритет, чтобы из гамбитов был автоматически выбран важнейший, если условие подходит сразу нескольким из них.

В плане заклинаний недостатка тоже не ощущается - от лечения, элементальных атак и эффектных суператак мечом до призыва огромных монстров и метеоритного дождя над противниками на высоких уровнях магии.

Система прокачки соединила в себе классическую "получай опыт - повышай уровни" и систему сфер из Final Fantasy X, названную здесь "доской лицензий". Вместе с опытом герои получают очки лицензии, которые можно потратить на открытие какой-либо возможности, представленной на доске лицензий. В духе "право использовать элементальные атаки", с которым герою давался набор навыков магии, которые открывались за опыт, или "лицензия на ношение двуручных мечей". Ограничений никаких - для каждого героя открыты все лицензии.

final fantasy 12 3

А вот экономика перекочевала из Final Fantasy XI - теперь вместо денег герои получали из монстров трофеи, которые либо использовались, либо продавались за валюту.

Немногим спустя, в апреле 2007 года, игра обзавелась сиквелом для Nintendo DS - Final Fantasy XII: Revenant Wings, история которого строилась вокруг повзрослевшего Ваана, ставшего воздушным пиратом и путешествующего по миру с командой товарищей из прошлой части.

Портативная Final Fantasy XII получилась довольно милой и красивой, учитывая тот факт, что DS — совершенно чуждая серии платформа. Разработкой проекта руководил Мотому Торияма, известный по Final Fantasy X-2, а графической частью - Рёма Ито, известный по Final Fantasy Tactics Advance. «Revenant Wings» стала последней игрой по вселенной Ивалис, и совместно с Tactics, Tactics Advance и Final Fantasy XII, вошла в состав серии серии «Ivalice Alliance», включающей все игры по данной вселенной.

 

Final Fantasy XIV

Хотя между Final Fantasy XII и Final Fantasy XIV была, что логично, тринадцатая часть, её стоит рассмотреть в самом конце, ведь с неё берет начало целая игровая серия.

В сентябре 2010 года в свет вышла Final Fantasy XIV на Windows. Разработчики объяснили это техническими ограничениями PlayStation 3, что было довольно странно, учитывая несравнимость оригинала с переизданием, на той же "несовершенной" консоли. И была она, если говорить кратко, просто ужасна. Она была унылая, серая и сырая в техническом плане (возможно, разработчикам требовалось больше времени, но выход и так задерживался). Спустя несколько месяцев после релиза президент (теперь уже бывший) Square Enix, Еити Вада, открыто признал, что игра вышла провальной и объявил даже не о исправлениях, а о полном перевыпуске четырнадцатой части в скором времени руками новой команды. Несмотря на недостатки, в Final Fantasy XIV играли, так что глупо было попросту выключить сервера. К вопросу решили подойти креативно, подведя концовку Final Fantasy XIV к завязке переиздания.

final fantasy 14 1

Осенью 2012 года был запущен внутриигровой ивент, согласно которому главный злодей стал ещё более злым и решил попросту обрушить на Эорзею (мир игры) луну, а игроки должны были помешать ему совершить ритуал. Точнее, все знали, к чему Square Enix клонят, и знали, что им предлагают лично поучаствовать в разрушении мира. И это было круто! Закончилось всё тем, что в решающий момент, когда луна уже падала на землю, а под ней сотни живых игроков сражались с армией NPC, сервера попросту не выдержали нагрузки и упали вместе с луной, а вскоре на сайте Square Enix появился ролик, в котором луна успешно приземлилась, из неё выполз дракон и добил остатки выживших. В любом случае, задумка была великолепной и вызвала массу приятных ощущений, Square Enix заслужили своё прощение, а игроки поверили, что возрожденный из пепла Феникс будет так же красив, как и его смерть.

 

Final Fantasy XIV: A Realm Reborn

В августе 2013 года на Playstation 3 и Windows (а через год и на Playstation 4) наконец вышла та игра, которая планировалась изначально - Final Fantasy XIV: A Realm Reborn. Её ждали так сильно, что во время запуска пришлось даже отключить некоторый функционал мира, чтобы сервера не висли от наплыва предзаказавших игру. Уже осенью 2013 года число активных игроков превышало отметку в 1.5 млн. человек.

События происходили в том же мире, спустя пять лет после падения луны. Отстроенная и преобразившаяся Эорзея столкнулась с проблемой вторжения Гарлейской армии с севера. Как и в Final Fantasy XI, Эорзея населена пятью расами: Хъьюр (человек), Элизен (эльф), Лалафелл (что-то вроде Тарутару), Мкьйот (девушки-кошки а-ля Митры, вместо пола разделенные на ночных и дневных) и Райгазин (аналог Галки).

final fantasy 14 1 reborn

Если говорить о "Reborn", как о MMORPG, то она вызывает совершенно другие эмоции, если сравнивать с популярным до сих пор WoW, свежевышедшем ArcheAge и прочими представителями жанра. Сложно описать это, ведь Final Fantasy всегда была немного "за гранью" обычных игр. Как и в Final Fantasy XI, есть в ней что-то особенное, "японское" и свойственное только играм Final Fantasy. Весь мир (довольно большой, к слову) пронизан неуловимой ниточкой родной эстетики, её сказочностью и особой фентезийностью.

Геймплейно это обыкновенная MMORPG с парой "азиатских" особенностей прокачки и множеством профессий, к развитию которых, к слову, подошли с умом, дав игроку возможность собрать совершенно любой билд из нескольких профессий сразу, с сотнями навыков по вкусу. Естественно, что упор в игре сделан на командную работу - гильдии, группы, кланы, взаимодействие с живыми людьми на аукционах и дьявольски сильные боссы, требующие слаженной работы команды из нескольких классов. Если любите играть в одиночку, то Final Fantasy XIV: A Realm Reborn урезает вам эту возможность по максимуму.

"A Realm Reborn" полностью оправдала ожидания фанатов, и из игры таки получилась, хоть и со второго раза, "идеальная японская MMORPG".

final fantasy 14 2 reborn

 

Fabula Nova Crystallis Final Fantasy

«Final Fantasy — это всегда произведение искусства»

Вот мы и подошли к последнему логическому этапу в истории Final Fantasy - Final Fantasy XIII, заложившей основу серии "Fabula Nova Crystallis Final Fantasy". Пора вкратце рассказать о том, почему стали нередки заявления о том, что "финалка скатилась", "серия переживает не лучшие времена", и откуда взялось это тотальное разочарование в среде фанатов.

Серия Final Fantasy после десятой части изменилась - это факт. Не в лучшую и не в худшую сторону, а просто изменилась. Когда-то маленькая Square стала гигантской Square Enix, в компании появились свои проблемы, деньги стали играть всё большую роль, а руководство вносило в разработку всё большие коррективы. Возможно, именно поэтому Хиронобу Сакагути, основатель всей серии, покинул Square Enix, прихватив с собой композитора Нобуэ Уэмацу. Это, как будто из груди вырвали сердце, и даже если туда вставить многомиллионный высокотехнологичный имплант, он будет работать, но с настоящим было лучше. Если сравнивать со всей серией, то, начиная с Final Fantasy XII, игры стали другими и, возможно, потеряли какую-то свою изюминку. Но если говорить о Final Fantasy XIII, как о самодостаточной игре, и принять тот факт, что серия преобразилась и уже не станет прежней, игра выходит просто великолепная.

final fantasy 13 1

Final Fantasy XIII появилась в конце 2009 года на консоли PlayStation 3, став результатом пяти лет усердной работы. Если вкратце, это такой фильм, захватывающий блокбастер на игровом движке, безумно фентезийный и по-сказочному нереальный, прекрасно срежисиривованный и нарисованный со всей любовью японцев к цветным спецэффектам и умением создать пафосную и трогательную историю о школьницах-волшебницах с ружьями, да такую, что иногда на слезы пробивает то от счастья, то из-за смерти полюбившегося второстепенного персонажа.

С первых минут игрока бросают в самую гущу событий, вообще не объяснив, что происходит. По правде говоря, мифология в первой Final Fantasy XIII стоит где-то в стороне, а предназначения и тайны мироздания более-менее открываются лишь к концовке и в сиквеле. Мир игры назван "Пульсом", но большая часть событий разворачивается в "Коконе" - огромном парящем городе в небе Пульса, со своим правительством и цивилизацией. Обоими мирами управляют боги-машины "Фал'си", периодически избирающие из обычных людей своих помощников - "Л'си", и помечающих их особой магической меткой. Л'си должен выполнить своё предназначение и обрести вечную жизнь в магическом кристалле, или стать жутким чудовищем при провале миссии. Миссии? А ни один Л'си и не знает, в чем его цель - будь добр сам догадаться. Двоякие ощущения, правда?

final fantasy 13 2

Обычные люди слишком далеки от театральных игр своих богов. Куда насущнее военная неразбериха между Пульсом, пару лет назад просто так атаковавшем Кокон (Л'си Пульса решили, что в этом их цель), и Коконом, правители которого разрушают свой мир изнутри, боясь повторного нападения. Всё чаще на улицах города появляются военные, всё больше людей увозят в неизвестном направлении, и однажды всё доходит до крайности - всех подозреваемых в связи с Пульсом попросту изгоняют, якобы из города, но на самом деле - на тот свет.

В одной из таких "чисток" сходятся вместе главные герои: бывшая военнослужащая Молния, пытающаяся спасти от изгнания свою сестру, её коллега и хороший друг пилот Саж (парень, приютивший в своем "афро" цыпленка) и лидер повстанческой группировки Сноу, как и Молния пытающийся остановить изгнание неповинных людей. После знакомства и хоть какой-то обрисовки наших целей, игрока ждут эпические и сумасшедшие перипетии сюжета часов на 60-160, где найдется место и религии, и любви, и юмору, и предательству. Ну и девушкам в мини-юбках, конечно же.

final fantasy 13 3

Геймплейно игра прыгнула сразу на несколько этажей вверх, странным образом совместив в себе вообще все наработки серии. К традиционной jRPG-механике и поочередным боям добавили:

  • Упрощенную систему гамбитов из Final Fantasy XII, названную здесь "Система Парадигм". C её помощью можно управлять если не заклинаниями и последовательностью действий, то общей моделью поведения героев под управлением ИИ.
  • Измененную "Сетку сфер" из Final Fantasy X, названной здесь "Кристрарий". Навыки героев открываются на выбор с помощью найденных кристаллов
  • Систему создания и модификации оружия, позаимствованная из Final Fantasy XIV.

И все это совместили с динамичностью слэшера. Хотя атаки происходят поочередно и их всё ещё нужно выбирать самостоятельно, бои в среднем длятся не больше пары минут, так что думать и строить тактику боя приходится ну очень быстро. К слову, впервые в серии все игроки партии были видны при перемещении на глобальной карте, тогда как раньше был виден только сюжетный лидер.

final fantasy 13.2 1

Final Fantasy XIII - это определенно наиболее "помпезный" и грандиозный проект в серии Final Fantasy, а, возможно, и во всей истории Square Enix. По крайней мере, именно так он и ощущается. Конечно, если бы Хиронобу работал с таким бюджетом, вышло бы ещё круче, но называть Final Fantasy XIII "не лучшей игрой серии" - это просто кощунство.

Параллельно с Final Fantasy XIII разрабатывалась ещё одна игра, а незадолго после релиза была начата работа над сиквелом Final Fantasy XIII (сейчас это уже завершенная трилогия). Из трех игр было решено основать целую серию, сюжетно не связанную напрямую, но имеющую общие мифологические переплетения, вместе дающее более полное представление о вселенной Final Fantasy XIII, её появлении и природе кристаллов. Имя ей - "Fabula Nova Crystallis Final Fantasy".

final fantasy 13.4 1

Второй игрой серии стала "Final Fantasy Type-0" (также известная как Final Fantasy Agito XIII), выпущенная для PSP, а в 2015 году получившая ремейк на PS4 и Xbox One. События игры происходят в той же вселенной, в мире Ориенс, но задолго до Final Fantasy XIII. В те времена кристаллы использовались в мирных целях и защищали людей, а иногда избирали своих «л'си», наделяя их меткой, долголетием и огромной магической силой. Но однажды сила кристалла Империи начала иссякать, да и сам император бесследно пропал. Не дожидаясь нападения со стороны неприятелей, Империя начала молниеносную войну с тремя соседними государствами. О том, как кадеты-маги военной академии Рубрума (одного из государств) станут главным рубежом обороны своей родины, повествует «Type 0».

Спустя несколько месяцев, в декабре 2011 года, появилась Final Fantasy XIII-2, а в ноябре 2013 года - последняя часть трилогии о Молнии, "Lightning Returns: Final Fantasy XIII". Сюжетно обе игры продолжали историю главной героини, пропавшей куда-то после событий первой части, а в технологическом и геймплейном плане они мало чем отличались от оригинала.

final fantasy 13.3 1

 

Final Fantasy Tactics

Помимо основной серии, в которой каждая вселенная имеет свой номер, было множество спин-оффов и родственных по каким-то свойствам проектов - небольшие игры для портативок, серия Чокобо, игры, продолжающие историю в той же вселенной, и прочие. Одним из таких проектов стала Final Fantasy Tactics, вышедшая в июне 1997 года.

Над разработкой " Final Fantasy: Tactics" трудились люди, перешедшие в Square из компании Quest, известной в Японии по серии "Tactics Ogre" (к Final Fantasy: Tactics приложил руку сам основатель Tactics Ogre, Ясуми Мацуно). Несмотря на множество позаимствованных из Final Fantasy художественных элементов и неповторимого стиля, по геймплею это была совершенно другая игра с упором на тактические решения.

final fantasy tactics 1

Путешествия, в привычном смысле, отсутствуют. Большая часть игры проходит в бесконечном доведении каждого члена команды до идеала, боях или чтении диалогов, и лишь иногда игроки перемещаются между точками на глобальной карте мира. В прочем, даже здесь есть ненавистные многим "случайные схватки", но только в отдельных зонах. В городах можно лишь взять обязательные и необязательные квесты, закупиться, подлечиться или нанять бойца в "Гильдии воинов", да и то - таверна, магазин и гильдия (по крайней мере в первой части) являются элементами меню.

Бой в Final Fantasy: Tactics пошаговый. Если в серии Final Fantasy у игрока есть только две стороны, а бой заключается в правильном подборе атак и ожидании очереди, то здесь, встречаясь с командой противника, вы можете двигать своих героев по трехмерной изометрической локации, разделенной на маленькие клеточки, и свободно менять угол обзора. Каждый герой, в зависимости от своего класса и очков скорости, может сделать строго заданное количество шагов и атаковать, затем наступает очередь следующего в очереди по CT (всё тем же очкам скорости).

final fantasy tactics 2

Система прокачки также отличается от традиционной, но использует, во многом, те же профессии - белые и черные маги, воины, монахи, воры и т.д. Изначально доступно только две ветки профессий - "Оруженосец" (боевая) и "Химик" (магическая). У обеих профессий есть набор навыков, который изучается в боях или открывается со временем за опыт, то есть при использовании навыков они прокачиваются, а с ростом опыта игрок получает новый уровень и может открыть одну из следующих профессий в своей ветке, а с ней - и новые навыки.

Что включают в себя навыки? Помимо каких-то особых, недоступных другим игрокам способностей, он может получить и приятную "абилку" к базовым умениям. К примеру, химик может бросать зельями на четыре клетки, тогда как воины - только на одну. Система прокачки здесь весьма интересна и запутанна, очень многое зависит именно от неё. За это Final Fantasy: Tactics и полюбилась многим игрокам. Сочетание мира, особенностей и эстетики "Final Fantasy" с тактической системой боя "Tactics Ogre" можно считать успешным.

final fantasy tactics advance 1

Первая Final Fantasy Tactics появилась на PlayStation, а действие происходило во вселенной Ивалис, и это первая вселенная Final Fantasy, которая получила развитие в дальнейших играх серии Tactics, а также в Final Fantasy XII и сторонней игре студии - Vagrant Story. Традиционно для серии, в мире Ивалис всё не так гладко - закончившаяся 50-летняя война (события FF XII) привела к ещё более жестокой гражданской, названной "Войной Львов" между двумя сражающимися за власть сторонами, а главным героем выступает молодой дворянин Рамза Беовульф, пытавшийся держаться в стороне от политических стычек, но попавший в самое их жерло.

final fantasy tactics advance 2

Продолжение серия получила в 2003 году на GameBoy Advance - "Final Fantasy Tactics Advance". История повествовала о компании детей, из-за своего любопытства попавших из современного мира в древний Ивалис.

В 2007 году Final Fantasy: Tactics получила ремейк "Final Fantasy Tactics: The War of Lions" на портативной консоли PlayStation Portable, и в том же году, уже для портативки Nintendo DS, вышла Final Fantasy Tactics A2: Grimoire of the Rift.

final fantasy tactics 3

final fantasy tactics 4

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить