ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Final Fantasy. Часть 1. Классические игры для Nintendo

Существует легенда об одной маленькой японской студии игровых разработчиков под названием "Square". Основана она была в 1986 году, и дела в ней, откровенно говоря, шли не очень. Настолько, что уже спустя год после основания и нескольких провальных проектов для Famicom, в воздухе витали планы о закрытии студии, как необходимой мере. Даже идейный руководитель Square, Хиронобу Сакагути (бросивший ради разработки игр институт!), опустил руки, и когда ему поручили работу над, вероятно, последней игрой студии. Он символично назвал её "Final Fantasy" - последняя попытка Square показать миру, чего они стоят.

Спустя полгода разработки, заведомо провальный проект, над которым работало всего несколько человек (включая Ёситака Амано, восхитительные дизайны которого стали лицом серии), разлетался с прилавков быстрее горячих пирожков, а общий тираж составил около 900000 проданных копий. Само собой, на волне полученных бюджетов, депрессивный настрой команды как рукой сняло, и они тут же принялись за создание сиквелов, заключение контрактов и покорение игрового мира сперва Японии, а затем США и Европы. Как это не иронично, "последний" проект студии, спустя годы, вырос в одну из величайших игровых серий в истории, о которой сегодня не знает только, может быть, пара тибетских монахов.

 

Final Fantasy I

Когда Final Fantasy была ещё на стадии планирования, на японском рынке игр для Famicom царствовал "Dragon Quest", хоть и не первая по факту, но первая в истории по значимости, ролевая видеоигра. Dragon Quest повествовал о приключениях безымянного героя, который должен был сразиться с драконом по имени Dragonlord, но интерес публики (1,5 млн проданных копий!) она завоевала отнюдь не сюжетом. Это была первая в истории JRPG, буквально высекшая на камне каноны жанра и такие неизменные атрибуты, как прокачка персонажа, пошаговый бой и открытый мир. Именно Dragon Quest стал идейной основой для Final Fantasy (вскоре эти серии станут конкурентами, а ещё позднее Square сольется с Enix, разработчиками Dragon Quest, и серии пойдут разными путями).

final fantasy 1 1

История дебютной Final Fantasy, вышедшей в декабре 1987 года на Famicom, строилась вокруг четырех кристаллов, управляющих равновесием стихий во вселенной игры (что забавно, мир не имел названия, ведь разработчики не планировали развивать вселенную). Однажды случилось нечто злое, кристаллы начали гаснуть один за другим, а мир увядать вместе с ними: земли перестали плодоносить, в морях бушевали ураганы, за стенами городов появлялось всё больше разнородной нечисти. Никто не мог этого исправить, но было древнее пророчество о том, что когда с миром случится неладное, придут четверо воинов света и именно от них зависит дальнейшая судьба мира. И вот они пришли, у каждого по кристаллу, и были они не какими-то богоподобными существами, а самыми обычными людьми, каждый со своими особенностями, характером и умениями. О том, как вместе они будут восстанавливать силу кристаллов, собственно, и повествует Final Fantasy I.

Игра дала геймерам то, чего так не хватало зарождающейся игровой индустрии - огромный мир, красивую историю и полную свободу действий. В распоряжении игроков было три континента с множеством локаций и сюжетных квестов, а для путешествий четверка героев вскоре отвоевывала себе личный корабль и дирижабль.

Четверка героев - это ещё один атрибут серии, ставший одним из атрибутов всего жанра JRPG. Сформировать команду игрок мог сам, а на выбор предлагались:

  • Белый маг - предпочитает заклинания белой школы магии и выполняет роль лекаря в команде (хотя, может использовать некоторые виды оружия). Почти во всех играх серии белый маг - девушка.
  • Черный маг - кастует заклинания черной, боевой магии, но имеет слабый потенциал целителя и слаб в бою с физическим оружием.
  • Красный маг - универсальный боец, знающий основы черной и белой магии, и неплохо орудующий всеми видами оружия и доспехов. В некотором роде - это "мастер ничего", ведь стать лучшим ни в бою, ни в одном из видов магии, он не может.
  • Воин - c мечом в одной руке, щитом в другой и светом в сердце, он справится с любой напастью. Как вы уже поняли - никакой магии, только физический урон.
  • Монах - не признает оружия напрочь и полагается только на свои кулаки и некоторые боевые заклинания.
  • Вор - быстрый и ловкий, может изучить несколько боевых заклинаний, может носить, но не любит тяжелые доспехи и оружие, кроме легкого и молниеносного. Позволяет команде сбегать с поля боя, когда разумнее отойти, и даже может ограбить противника прямо на поле боя.

final fantasy 1 2

С ростом опыта растут и профессиональные навыки отдельных классов, а в городах всегда можно найти арсенал оружия на любой вкус, накупить противоядий и зелий, повышающих HP или MP или изучить парочку новых заклинаний для вашего мага. Со временем вашей команде предлагалось пройти испытание своего класса и вырасти на уровень выше: воин становился рыцарем, маги - волшебниками, вор - ниндзя, монах – мастером. После этого открывался доступ к заклинаниям нового уровня (всего 8 уровней) и весомо улучшались характеристики.

Вот такой баланс "меча и магии" стал каноничным для жанра jRPG, а о легендарных "воин, клирик, маг и вор" ролевики даже слагают песни. Хотя выбор определенных классов ни на что сюжетно не влиял в первых частях, от разных комбинаций зависело то, как команда будет держать себя в бою, и изменить её, после выбора, никак нельзя.

Кстати о боях. Вы же знаете, что бои в jRPG проходят слегка "особенно"? Никакой динамики, только тактика и мудрое продумывание каждого шага. Когда наступает ваша очередь, каждому герою дается по действию - атаковать, использовать заклинание или предмет из общего инвентаря (коих до 99 вещей каждого типа на всю команду; кроме оружия - менять его в бою нельзя, только выбрать чем атаковать из четырех экипированных), сбежать и т.п. Затем раунд атаки ваших противников, и по новой. Надо сказать, что школы магии включали в себя огромное количество заклинаний всех сортов, да и разнородных зелий и предметов, не говоря об оружии - тьма-тьмущая, так что успешность боя зависела сугубо от игрока, и потенциал для тактики в такой системе был огромен.

На персонажа есть по четыре слота для экипировки оружия, и столько же для брони. Как броня (доспех, перчатки, шлем и щит), так и оружие (меч, кинжал, молот, топор, посох или нунчаки) могли обладать магическим эффектом - лечебным (для игрока) или боевым, который накладывался на атакуемого. У любого оружия были свои характеристики - сила атаки, точность (при низком показателе герой часто промахивался) и критический урон.

final fantasy 1 2

Одна из главных фишек "финалок" - чудовищная случайность происходящего. Во-первых, случайные бои (random encounter), ставшие сегодня чем-то меметичным. Вот шел себе игрок по миру, и бац - бой. Сразился, идет дальше - бой. Потрёпанный жизнью, он пытается дойти до города - случайный бой прямо у ворот! Обойти врагов, в первых частях Final Fantasy нельзя никак - встречи зависели только от генератора случайных чисел, а предпосылки такой системы шли корнями ещё в настольные Dungeons & Dragons, где бои зависели от броска кубика.

Во-вторых, в Final Fantasy не бывает легких боев, и выживание героя часто зависит только от правильных поступков в бою, да и команда противников набирается случайно. Если вашего героя вдруг отравили и противоядия нет - ройте могилу или надейтесь, что в ближайшем сундуке найдется нужное вам варево (по части содержимого сундуков в Final Fantasy всё слишком уж хаотично, но именно это разнообразие, в свою очередь, делает её интересной). Впрочем, герой не умирал навсегда - белый маг мог вернуть его к жизни, если знал нужное заклинание, а если дотянете с тремя героями до города - там их с радостью приведут в чувство за пару звонких монет.

Отдельно стоит поговорить о местном мире и сюжетной линии. Хотя мир первой части был небольшим (по сравнению с последующими), это была одна из самых больших игровых вселенных того времени. Безымянный фентезийно-инженерный мир первой финалки, помимо людей, был населен темными и светлыми эльфами, русалками и даже роботами, а также более-менее дружелюбными и цивилизованными драконами. Помимо городов, в которых четверка могла отдохнуть, продать трофеи, пополнить инвентарь и просто поболтать с местными, по карте были разбросаны десятки заброшенных замков и подземелий с давно забытыми сокровищами или обычным барахлом. И это вам не какой-нибудь "Skyrim" - заходя в очередную пещеру в полном обмундировании, герои запросто могли вернуться в неполном составе и с одним бутыльком зелья здоровья на всех (или не вернуться вообще), пусть и выросшие на несколько уровней и со звенящими кошельками, так что приходилось обдумывать целесообразность каждого шага.

Именно этого вызова, духа приключений, красивой истории и немыслимого по масштабам игрового мира так не хватало геймерам того времени, так что успех Final Fantasy был гарантирован. Упор на художественную составляющую также был очень сильный - в команде разработчиков был всего один программист, саундтрек изначально и почти для всей серии писал небезызвестный тогда игровой композитор Нобуо Уэмацу, за дизайн отвечал гениальный художник Ёситака Амано (он же частично написал сценарий и характеры персонажей, вместе с автором Кэндзи Терада), а за общий концепт и идею отвечал уже упомянутый Хиронобу Сакагути.

Позднее игра была портирована на всё, что только можно себе представить: сперва игра вышла на компьютерах MSX2, а позже были сделаны ремейки для PlayStation и GameBoy Advance. На портативной консоли от Nintendo была выпущена сборка "Final Fantasy: Dawn of Souls" с первой и второй частями и некоторыми дополнениями. Если сейчас вы решите поиграть в первые части, то лучше начать именно с неё, а не с оригинальной версии для NES, ведь выглядит она куда ярче и красивее, да и многие ошибки были в ней исправлены, хотя геймплей и сюжетная часть остались не тронуты.

Тем временем, в заметно оживившемся офисе Square принялись за Final Fantasy II.

 

Final Fantasy II

После многолетнего мира в жуткую, кровопролитную войну было ввергнуто королевство Финн. Матеус, император Паламеции, призвал из ада демонические силы себе на службу, для захвата соседних королевств и установления господства над всем миром. В одном из локальных сражений с темными всадниками, погибают родители главных героев и друзей детства - молодых Фириона, Марии, Леона и Гая, а сами герои, вступившие в неравную схватку с всадниками, получают серъезные ранения (их не убили, но оставили умирать). Немногим позже они приходят в себя в маленьком городке Альтаир, в резиденции нашедшей их и вылечившей принцессы Хильды и, по совместительству, главы штаба повстанцев. Стремясь всеми силами отомстить за смерть родителей, отблагодарить за спасение и уберечь мир от диктатуры императора, герои примыкают к повстанцам и помогают им в свержении самозванца.

final fantasy 2 1

Final Fantasy II вышла в свет спустя год после первой части, в декабре 1988 года, и была серьёзным шагом вперед, как от первой части, так и от Dragon Quest, в копипасте с которого обвиняли Square многие критики. Пытаясь внести в серию что-то своё, разработчики полностью отошли от истории и вселенной первой части (это стало правилом серии - почти каждая новая часть Final Fantasy никак сюжетно не связана с предыдущей), решив создать более глубокую историю и изменить систему боя и персонажей. Потом, правда, серия вернулась к системе классов, так что Final Fantasy II считается одной из самых "специфичных" игр серии.

Постоянных главных героев теперь всего трое, их особенности, история и боевые навыки прописаны изначально, и изменить ничего, помимо имени, нельзя. Зато можно развивать их, как вам угодно.

  • Фирион - лидер команды и сводный брат Марии с Леоном, по характеристикам больше похож на Красного Мага и может развиться как в магическом, так и в боевом плане.
  • Мария - изначально обладает повышенным интеллектом и запасом маны, так что является смесью белого/черного мага и лекарем команды.
  • Гай - друг детства Фириона, по характеристикам он чистокровный воин, умеющий разговаривать с животными.

В команду часто вступает четвертый игрок - сюжетный помощник, к примеру, шахтер, помогающий героям добыть Мифрил для ковки мифрильной брони, или Лейла - пират, попытавшаяся ограбить нашу партию, но присоединившаяся к героям после неудачи. История длинная, запутанная и необычно жестокая, и второстепенных персонажей герои встретят немало.

final fantasy 2 2

Боевая система, в целом, не изменилась - случайные схватки, инвентарь, четыре героя, пошаговый бой, но есть пара нововведений. Во-первых, напрочь убрана система уровней, вместо неё реализована хитрая система повышения характеристик и навыков владения оружием или магией, в зависимости от их использования. К примеру, если Фирион проходил большую часть игры с мечами и брал на себя основной урон, то помимо силы, после каждого боя растет навык владения мечами и HP, так как герой часто получает урон. Если Мария использует магию, то растет интеллект и MP.

Во-вторых, игрок может поставить двух героев за двумя другими прямо во время боя - так они получают меньше урона. Слабый сюжетный персонаж или волшебница Мария - вот им за сильными Фирионом и Гаем самое место. Эта особенность, позже, перекочевала во все части серии.

Арсенал заклятий, зелий и вооружения вырос раза в два - щиты стали оружием, также появились кинжалы, секиры, луки и жезлы. А вот инвентарь команды уменьшился, и теперь предметы одного типа не складывались в один слот (к примеру, два зелья маны занимали два слота, тогда как раньше складывались в один), так что по сложности Final Fantasy II превосходит первую часть. Зато сохраняться можно было не только в отдельных местах, но в любой точке мира, помимо боя. Мало кто знает, что для сохранения игры была модифицирована структура картриджей, и даже добавлена батарейка. Копировать такой картридж было сложновато, так что, возможно, поэтому серия Final Fantasy прошла мимо пиратской России.

final fantasy 2 3

С Final Fantasy II начал формироваться фундамент всей серии. После первой части, где мир и герои были безымянными, во второй разворачивалась целая драма, появился характерный для серии фентезийно-технический мир со своими мифологическими существами, юмором, расами и правилами (хотя мир игры менялся с каждой частью, так что можно начинать с любой игры, не беспокоясь о хронологии и сюжетных дырах). Именно в Final Fantasy II впервые появился Сид - инженер-механик и любитель воздушных кораблей, в разных инкарнациях и ролях появляющийся в каждой следующей "финалке" (в ремейке для GameBoy Advance, легенду о Сиде поместили и в первую часть). Сами разработчики называют его "Магистром Йодой, направляющим героев на путь истинный". И как же не упомянуть о Чокобо, умной и дружелюбной птице, внешне напоминающей помесь страуса и цыпленка. Позднее Чокобо стали символом серии, а в играх использовались как транспорт.

В отличие от первой части, продававшейся в Северной Америке по контракту с Nintendo of America, вторая часть не покидала пределы Японии до 2002 года, где вышла в сборке Final Fantasy Origins для PlayStation. Несмотря на то, что локализация была начата, процесс этот был очень непростой, цензоры Nintendo были посуровее Роскомнадзора, а в их требования входили убранная жестокость, религия (в игре о жестокости и религии! В первой части даже кресты церквей заменили на сердца, сделав церкви просто клиниками), расизм и всё такое прочее, в условиях нехватки времени и прочих проблем студии, едва-едва выбравшейся из бездны банкротства. В итоге, игру под названием Final Fantasy II увидели в середине 1990-х, и на самом деле это была оригинальная Final Fantasy IV.

В сборке Dawn of Souls для Gameboy Advance появился также дополнительная сюжетная линия, открываемая после прохождения основной - “Soul of Rebirth” (Душа Возрождения), в которой главными героями выступают погибшие по сюжету персонажи, сражающиеся с Императором в загробном мире.

 

Final Fantasy III

Третья часть серии вышла в свет в апреле 1990 года, и хотя она была явно неплохой игрой, впитавшей всё лучшее от своих предшественниц - Final Fantasy III считается самой "забытой", из первых шести частей (с седьмой части и переходом на PlayStation, серия вошла в совершенно новую эру). Обстоятельства сложились не совсем удачно: как и первые две части, Final Fantasy III вышла на Famicom, тогда уже устаревающую, через полгода уже появилась 16-битная SNES. Фанаты, конечно, сметали третью часть с полок - общие продажи составили 1,4 млн копий, но многие пропустили её именно из-за устаревшей консоли, а локализация и выпуск в США вовсе не обсуждались. Даже ремейком, в отличие от первых двух, она обзавелась только в 2006 году на Nintendo DS. Но не будем о грустном!

final fantasy 3 1

Сюжет третьей части строится вокруг противостояния света и тьмы, но не совсем в физическом смысле. Лишь в легендах остались воспоминания о древней развитой цивилизации, однажды посягнувшей на столь незыблемые и основополагающие силы, как Кристаллы Света, управляющие земными стихиями. Пытаясь понять их и использовать в своих целях, люди нарушили баланс добра и зла и жестоко за это поплатились. Сила Кристаллов Тьмы поглотила мир, а катаклизмы обратили великую цивилизацию в руины. Лишь одинокий Парящий Континент стал единственным напоминанием о совершенных ошибках и прибежищем для людей, а новое пророчество гласило "Когда с миром случится беда и баланс вновь будет нарушен - Кристаллы Света призовут четырех воинов, дабы вернуть равновесие".

Однажды около деревни Ур, что на парящем континенте, случилось землетрясение, открывшее проход в горную пещеру. Конечно же, неизведанная локация не остается без внимания местных - четырех любопытных детишек, оставшихся без родителей и опекаемых местным старожилом Топапой. Четверка друзей проникает в пещеру и находит там Кристалл Ветра, дарующий им часть своей силы, а вместе с тем и поручение любыми способами уравновесить тьму и свет, иначе зло вскоре станет сильнее и поглотит весь мир. Приключения, полные смертельных опасностей и моральных дилемм, теперь будут находить юных героев сами.

final fantasy 3 2

Завязка и сюжетные повороты слегка отличаются в версиях для DS и мобильных платформ, ведь оригинал умещался на картридж объемом всего в 2 Мб, который и без того был забит под завязку. Уместить в игру хотелось больше и больше, и далеко не все идеи были реализованы разработчиками в оригинале, а многие подробности истории раскрываются лишь в манге и ремейках. Так, например, в версии для DS Кристалл Света находил только один герой, и лишь потом к нему присоединялись друзья. Имена героев раскрывались в небольшой официальной манге "Yuukyuu no Kaze Densetsu: Final Fantasy III Yori (Final Fantasy III: Легенда о вечном ветре)". В Final Fantasy III для Famicom герои безымянны и, в целом, безличны, в манге их зовут Муучи, Даг, Дж. Боуи и Мэлфи (единственная девочка в группе), а в руководстве для DS – Люнет (главный герой), его друг Арк, выращенная кузнецом Рефия (сбежавшая из дома отца и пытавшаяся угнать корабль Сида, где и повстречала Арка с Люнетом) и рыцарь Ингус. Виденье героев разработчиками тоже отличалось. В ранних дизайнах герои - потрепанные жизнью воины, а в рисунках Акихико Ёсиды, дизайнера версии для DS - попавшие в сказку дети.

Важным нововведением третьей части стала система профессий, пришедшая на смену классам. Да, в начале игры вы не могли выбрать героя, как в первой части, но он и не был выбран за вас, как во второй. Все герои стартуют "Фрилансерами" (универсалы - немного лечат, знают пару боевых заклинаний), но находя кристаллы света они могут выбрать одну из 23 профессий на каждого (можно даже одинаковые для всех), боевые и магические пополам. Каждая профессия дает свои способности (некоторые даже позволяют призывать существ в бой), а учитывая количество профессий и персонажей - это порядка 280 тысяч (23^4) различных конфигураций команды для разных боевых стилей игрока.

final fantasy 3 3

 

Final Fantasy IV

Наконец, серия перешла в эпоху 16-битных консолей, и в апреле 1991 года вышла Final Fantasy IV для SNES. Теперь разработчики могли развернуться на полную, ведь объем памяти картриджей вырос в 10 раз, а графическая мощность, в частности, "Mode 7" консоли, позволял создавать даже подобие трехмерных эффектов!

"Человек - ненасытное существо" - сказано во вступлении, и история мира Final Fantasy IV тому яркое подтверждение. Королевство Барон стало настолько могущественным, что даже покорения неба и создания воздушного флота "Красные Крылья" стало мало. Оно разоряет близлежащие селения, в поисках мощнейшего оружия Земли - Кристаллов Света.

final fantasy 4 1

Кроме того, это родина главного героя, Сесила Харви, темного рыцаря на службе в Красных Крыльях, по велению короля похищающего Кристалл Воды из города магов Миссидии, и всё больше сомневающегося в правильности своих и королевских поступков. Узнав о вольнодумстве своего подчиненного, Король лично устраивает Сесилу допрос и, понизив в звании, отправляет на другой конец света, в богом забытую деревню Мист с заданием - доставить волшебное кольцо.

Попрощавшись с возлюбленной Розой Джоанной Фарелл, Сесил с другом и товарищем по службе Каином Хайвиндом отправляется на корабле в деревню. Но стоит им сойти с корабля, из кольца вырываются огненные элементали и сжигают деревушку дотла вместе с населением, а единственный выживший - юная волшебница Ридия, со злости призывает Титана и заставляет Каина исчезнуть.

После всего произошедшего, Сесил больше не сомневается в тирании своего короля и клянется всеми силами остановить его и спасти кристаллы, ради чего вскоре отрекается от своего титула и проходит ритуал инициации в паладина. Геройство, принятие своей неправоты и отречение от былого образа жизни, смерть близких, предательство и самопожертвование - история Final Fantasy IV считается наиболее драматичной во всей серии.

final fantasy 4 2

Главный герой в Final Fantasy IV был всего один - Сесил, однако, как и в Final Fantasy II, большую часть игры, компанию ему составляют сюжетные персонажи (всего их в игре 12) с заранее заданными классами, а к концу игры формируется и полноценная команда из пяти игроков: Сесил и Каин - воины, призывательница Ридия (она помирилась с Сесилом), белый маг Роза (девушка Сесила; в версии для DS в конце игры они сыграли свадьбу) и вор/ниндзя Эдж Джералдин. В версии для GameBoy Advance, у игрока чуть больше свободы выбора, и выбрать персонажей для финальной схватки можно самому (даже Сида).

Касательно магии и систем развития/боя, Final Fantasy IV отличается от предшественников. Во-первых, появилась динамичная боевая система (Active Time Battle), объединяющая в себе элементы классического пошагового режима и упор на реакцию игрока. Теперь, персонажи атаковали не по очереди между двумя сторонами, а исходя из скорости атаки каждого персонажа или противника, которые теперь не ждали, пока игрок решит, какое заклинание использовать. В такой системе были свои недостатки - помимо непривычности, для атаки определенного персонажа требовалось дойти до него спустя череду атак персонажей/противников, что сильно мешало, но в то же время требовало уделять больше внимания всем членам команды и во всю использовать их потенциал. К слову, данная боевая система использовалась вплоть до девятой части серии, так что многим она, судя по всему, пришлась по вкусу.

Во-вторых, противники, особенно редкие и боссы, могли парировать определенный тип атак, вроде банального удара мечом. Так что игроку приходилось строить свою тактику для каждого подобного босса.

final fantasy 4 3

В-третьих, система прокачки действовала, в основном, на Сесила. Из него можно собрать хоть мага, хоть вора, хоть воина. Остальные персонажи развивают только заданные разработчиками навыки, получая новые способности по мере прохождения игры. Зато в боевой системе упор был сделан на личность каждого из 12 сюжетных героев - Ридия обладала магией призыва различных существ, Эдж единственный, кто мог использовать смешанные навыки ниндзюцу, а заклинаний белой и черной магии было чертовски много, и они сильно коррелировали с характером каждого персонажа.

В плане геймплея всё было по-старому - случайные бои и возможность избежать битвы, очки опыта за бой для каждого персонажа команды, тьма-тьмущая типов вооружения и заклинаний и прочие традиционные jRPG-элементы.

С переходом на новую платформу разработчики твердо решили, что новая часть должна выйти на западный рынок. Так и случилось, на прилавках Северной Америки Final Fantasy IV появилась в ноябре того же года, а позднее вышли ремейки для PlayStation (март 1997) малоизвестной портативки WonderSwan Color (март 2002 года), Game Boy Advance (декабрь 2005 года) и Nintendo DS (декабрь 2007 года), не считая версий для эмуляторов в виртуальных магазинах.

final fantasy 4 4

Кроме того, в 2008 году вышел сиквел для мобильных платформ - Final Fantasy IV: The After Years, повествующий о событиях через 17 лет после оригинала. Кристаллы начали вести себя странно, а в небе всё ярче светила настоящая (помимо второй, искусственной) Луна, так что герои оригинала, а вместе с ними и новые персонажи, пытаются понять в чем дело.

 

Final Fantasy V

Однажды безымянный мир Final Fantasy V странным образом изменился. Ветер то исчезал совсем, то дни и ночи бушевал порывами, будто предупреждая о чем-то плохом. Это не осталось незамеченным - Король замка Тайкун, решивший разобраться в таинственных изменениях, просит свою дочь Ленну следить за королевством, а сам отправляется в Храм Ветра, чтобы удостовериться в сохранности одноименного кристалла. Спустя время, ветер исчезает совсем, и дочь, заметив это, решает отправиться в Храм за отцом.

final fantasy 5 1

В это же момент, недалеко от замка Тайкун падает метеорит, что не остается без внимания Барца Клаузера - путешественника с ручным Чокобо по имени Боко. Барц отправляется к месту крушения, помогает неизвестным отбиться от атаки гоблинов. Так встречаются наши главные герои - Барц, Ленна и старик Галуф, в буквальном смысле добравшийся в их мир на метеорите и теперь потерявший память. Чуть позже герои отправятся в Храм Ветра, где найдут взорвавшийся кристалл и узнают, что теперь они стали Воинами Света и им уготована участь остановить разрушение остальных кристаллов таинственной злой силой.

В геймплейном плане пятая часть стала компиляцией всех наработок прошлых финалок. Добравшись до кристалла света, персонажи (коих четыре в партии; команда формируется почти сразу же на всю игру) могли выбрать одну из нескольких профессий по вкусу (как в Final Fantasy III), всего их 22 и у каждой свои уникальные навыки. Помимо очков опыта, улучшающих характеристики персонажа (атака, мана, здоровье и скорость), появились очки ABP (Ability Points). Они также зарабатывались в бою, но за накопленные очки можно было открывать новые навыки для своего класса (пассивные и активные, лечебные и боевые, даже заклинания призывателей и школы "синей магии" - ассортимент, по сравнению с Final Fantasy III , значительно вырос). Когда игрок открывал полную ветку навыков определенного класса, он становился мастером, что давало возможность перенести некоторые умения при смене класса.

final fantasy 5 2

Была доведена до ума система ATB - у героев и противников появлялась шкала времени, так что первым атаковал тот, у кого она заполнится быстрее (в то время как Final Fantasy IV понять, кто атакует первым, было сложно).

В отличие от предыдущей части, выпущенной на западный рынок (пусть и не под своим именем), разработчики вновь столкнулись с заминками локализации Final Fantasy V, и лишь в 1999 году она появилась в сборке Final Fantasy Anthology для PlayStation, а в 2006 году на устаревший уже Game Boy Advance. Однако, эта часть вошла в историю по ещё одной причине - именно она первой в серии удостоилась фанатского перевода на английский в 1997 году. Память оригинальных картриджей попросту патчилась, и уже переведенный картридж продавался. Такими вот "обходными путями" игра выбралась за пределы Японии.

final fantasy 5 3

 

Final Fantasy VI

Над Final Fantasy VI разработчики Square трудились около полутора лет, в итоге игра вышла в апреле 1994 года на консоли SNES. И черт возьми, как же она была эпична и крута! Даже сами разработчики позже признавались: “Я все еще помню, как во время вечеринки по случаю запуска Final Fantasy VI известный своей невозмутимостью Сакагути-сан произнес речь: "Спасибо каждому из вас - мы создали лучшую игру в мире! Нет! Во вселенной! Благодарю вас!"

Мир Final Fantasy VI кардинально отличается от сказочных миров прошлых частей. Пришел век роботов, электричества и огромных индустриальных махин в стиле стимпанк-фентези. Предыстория гласит, что много-много лет назад в мире появились три божества, и у каждого были свои планы на эту землю. Решив померяться силой, они развязали войну, и в этой войне появились эсперы - наделенные невероятной магической силой живые существа. Когда боги поняли, что их забавы для мира обратились кровопролитием и разрушениями, то тут же прекратили войну, превратили себя в статуи и с помощью Эсперов переместились в параллельное измерение. На долгие годы воцарился мир.

final fantasy 6 1

Магия осталась в легендах, а технологии развиваются семимильными шагами. Однажды ученые Гешталимской Империи, нашедшие земли Эсперов, разработали "Магитек" - технологию наполнения магической силой механизмов и собственноручного выращивания эсперов из людей и животных. Армия, созданная таким способом, превосходила по боевой мощи любую другую армию, и в тот же миг в голове Императора Гешталя появились темные мысли о мировом господстве. Спустя пару лет весь южный континент был завоеван империей и её армией цепных псов - послушных солдат с устройствами, подавляющими волю и мысли. Армия пробивалась на север, и тут, само собой, появлялись тайные повстанческие общества, наибольшим из которых стала организация "Return".

В шахтерском городке Нарше трое имперских бойцов, среди которых главная героиня, находят в шахте замороженного Эспера. Стоило им подойти поближе, как эспер атакует солдат, разрушает их костюмы, а главная героиня (единственная выжившая) падает в шахту и теряет сознание. Спустя некоторое время она приходит в себя в доме Арвиса - местного жителя и, по совместительству, члена Return. Он снимает с нашей героини "Рабский Венец" и понимает, что случайная гостья ничего о себе не помнит, кроме имени Терра.

Когда в дом стучит местная полиция, разыскивающая девушку, Арвис помогает ей скрыться через тайный проход в шахты, а после просит своего друга Локка помочь ей отбиться от стражников и сбежать в пустынный городок Фигаро, король которого тоже повстанец, хотя и создает видимость подчинения Империи.

final fantasy 6 2

Терра не просто солдат, а девушка со странными магическими способностями (как позже выяснится, полу-эспер), в экстренной ситуации уничтожившая двух бронированных имперцев. Именно поэтому девушку ищут всеми силами. Вскоре Терра примыкает к повстанцам, и, заполучив в свои ряды такого сильного бойца, Return'цы собираются свегнуть Гешталя с трона.

Система классов и персонажей в Final Fantasy VI странным образом сочетает особенности самой первой части и системы профессий. Играбельных персонажей 14, что стало для серии рекордом (есть даже снежный человек Умаро!), причем каждый персонаж формирует из своих способностей уникальный класс. К примеру, Локк - только вор, Терра - боевая волшебница и т.д.

По мере прохождения игры, будут появляться сюжетные развилки. Когда есть две миссии, которые нужно выполнить немедленно, персонажи идут своими путями, что вносит в игру долю нелинейности. Впервые в серии, команду можно формировать самому, в любой момент времени, в зависимости от уже открытых персонажей.

Эсперы стали частью боевой системы. Персонаж, помимо брони, оружия и "реликтов" (артефакты, повышающие какую-то характеристику), может экипировать себя "магицитом" - кристаллом с силой эспера, который открывает игроку несколько магических навыков и иногда позволяет призвать на поле боя соответствующего Эспера.

final fantasy 6 3

Магицитов разбросано по миру немало, и навыки, которые они дают, зависят от самого Эспера: слабые и мощные, боевые или лечебные заклинания, какие-либо пассивные особенности, меняющие поведение и характеристики персонажа. Что важно, навыки открываются не сразу, а лишь с ростом AP (Ability Points из прошлой части). Только когда изучение навыка доходит до 100% (а требуемое на это время разнится от эспера к эсперу), персонаж может его использовать даже без магицита. Ещё здесь, как и в прошлой части серии, можно оседлать Чокобо или перемещаться между континентами на воздушных кораблях Сида.

Шестая часть серии разлетелась по миру огромным тиражом. Несмотря на то, что требования Nintendo по-прежнему были строги, локализованная Final Fantasy VI вышла на рынок Северной Америки в том же году, а позднее появились ремейки на PlayStation и Game Boy Advance.  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить