Castlevania. Часть 3. Портативки и перезапуски
Метроидвания - это то, что мы видели в Symphony of the Night. Открытый мир, эксплоринг, система развития персонажа и его умений, но во вселенной Castlevania. Шестерка "Метроидваний", вышедшая в прошлом десятилетии на Game Boy Advance и Nintendo DS, отходит от железной концепции "Бельмонты-кнут-Дракула" и пытается развить собственную сюжетную линию. Хотя все наследники Symphony of the Night создавались по одной и той же схеме и не слишком отличались друг от друга, у каждой части есть своя геймплейная изюминка, что делает их великолепными и прекрасными играми по отдельности. Да и завершилась эта эпопея в самый подходящий момент, не дав Кастлам новой эпохи перейти в разряд вторичных.
Эпоха портативных консолей
Castlevania: Circle of the Moon [март 2001, GBA]
События Circle of the Moon разворачиваются в 1830 году, а в центре истории находятся Натан Грейвз - главный герой, его наставник - Моррис Болдуин, Хью Болдуин - коллега Натана по обучению и сын Морриса. Надо сказать, что злость поселилась в сердце Хью, ведь вместо своего родного сына, Моррис выбрал Натана в качестве фаворита, и именно ему передал кнут своего клана - "Hunter Whip".
Когда вампирша Камилла проводит в замке ритуал по воскрешению Дракулы, на церемонию врывается троица охотников, но их тут же разлучают, обрушив пол под учениками Болдуина. Оба спасаются, но Хью бросает Натана, и теперь Грейвзу предстоит выбраться из подземелий, найти наставника и завершить начатое, убив Камиллу и воскресшего Дракулу.
Изменения коснулись геймплея - помимо стандартного кнута и джентельменского набора "кинжал, метательный топор, святая вода" Натан, помимо способностей, а ля "двойной прыжок" для себя, мог добавлять магические способности своему оружию. Периодически игроку попадались карточки двух типов - первая указывала, на что применить, а вторая - что именно применить. Если совместить, к примеру, карточку первого типа на кнут, и второго типа с ледяной магией - получится замораживающий кнут.
Castlevania: Harmony of Dissonance [июнь 2002, GBA]
1748 год, прошло 50 лет после убийства дракулы Саймоном Бельмонтов в Castlevania IV: Dracula's curse, и теперь за кнут взялся его внук Жюст Бельмонт. С товарищем Максимом он отправляется в замок за похищенной подругой Лидией. Дороги друзей расходятся у входа в замок, происходит что-то странное, вскоре Жюст узнает, что замок находится в двух измерениях, а его друг стал сосудом для злых сил. В одной из трех имеющихся концовок, в зависимости от действий игрока, всё хорошо разрешится для всех персонажей, но Дракула погибнет в любом случае.
Одна из игровых особенностей - два измерения. По разные стороны портала - разные враги и предметы, а ещё все разрушенные Жюстом декорации разрушаются в обоих версиях замка, на чем построены некоторые головоломки. Кроме того, Жюст может манипулировать магией и накладывать на оружие заклинания из пяти книг, на время наделяя оружие стихией данной книги. Учитывая обилие дополнительного оружия и поле для улучшений даже без магии, всё это внесло долю разнообразия в боевую систему.
Castlevania: Aria of Sorrow [май 2003, GBA]
Aria of Sorrow, пожалуй, самая яркая часть серии на Game Boy Advance. За окном 2035 год, в роли главного героя выступает обычный японский студент Сома Круз, который пришел посмотреть на солнечное затмение в Храм Хокубы вместе со своей подругой детства и по совместительству дочерью настоятеля Миной Хакубой. Но стоило им войти в дверь, как Сома теряет сознание и приходит в себя уже в замке Дракулы. Оказалось, что последний из клана, Джулиус Бельмонт, запечатал Дракулу в затмении в 1999 году, но что-то пошло не так. По словам таинственного Генья Арикадо, появившегося там вместе с героями, долгое пребывание в замке означает смерть для обоих героев, так что оставив подругу в недоступном для монстров месте, Сома отправляется лично повидать хозяина замка и пытается найти способ выбраться отсюда поскорей. Ну а дальше - новые знакомства, водоворот оккультизма и несколько сюжетных концовок, лишь одна из которых истинна.
Одной из главных особенностей Aria of Sorrow стала система душ. Сома, самый обычный японский студент, вдруг осознает, что может поглощать души своих противников, а заодно и их боевые навыки. Несмотря на то, что основного оружия у Сомы тьма-тьмущая, от мечей и метательных ножей до пистолетов (да-да, впервые в серии), второстепенным выступают поглощенные души противников и их способности - метание фаерболов, метательные топоры и т.д. Большое разнообразие, не правда ли?
Сома может носить души сразу трех типов: способности врагов, активная способность самого Сомы (ускоренный бег, двойной прыжок и т.д) и пассивные улучшения в духе "+4 ловкости". Вот такая необычная вариация привычного RPG-геймплея.
Castlevania: Dawn of Sorrow [август 2005, DS]
Dawn of Sorrow - это прямое продолжение Aria of Sorrow, но уже на новой платформе. Перейдя на новую платформу, Castlevania преобразилась графически в плане яркости и эффектности. А какие же красивые и пафосные кат-сцены и вступительные ролики в анимешном стиле, появляются затем в играх!
Итак, 2036 год, Сома, пережив осознание себя, как доброго воплощения Дракулы (или что-то в этом роде), мирно прогуливался с подругой и вспоминал былое. Вдруг, прямо посреди города появляются монстры, а Сома узнает, что пока он продолжал жить обычной жизнью, появился очередной культ, пытающийся в -дцатый раз воскресить своего повелителя тьмы. Сома же, как носитель весомой части его силы, должен умереть.
Геймплейно игра практически не изменилась - то же оружие, та же система душ, но только теперь, помимо самого персонажа и его атак, можно делать сильнее и всячески улучшать сами души, подбирая больше душ одного типа. Сенсорный экран, одна из основных фишек портативки, так и вовсе используется всего пару раз - для устранения преград во время передвижения, и для "завершающих атак", где требуется быстро нарисовать на дисплее определенный знак, и тем самым добить босса.
Что интересно, при первом прохождении игры появляется масса новых персонажей. Если раньше, после прохождения вам открывался очередной Бельмонт или второй сюжетный персонаж, вроде Максима (да и те, с сильно урезанными способностями и вооружением), то теперь потоптать крыши автомобилей в заснеженных локациях Dawn of Sorrow мог сам Саймон Бельмонт в крутом плаще и с не менее крутым, классическим кнутом, с возможностью переключится на Алукарда или волшебница Сайфу. Эдакая отсылка к Castlevania III.
Но и это не всё! Также в Dawn of Sorrow есть своеобразный "редактор уровней", в котором монстров, чьи души добыл игрок, можно произвольно расставить по карте. А ещё был мультиплеер по Wi-Fi, но только для дуэлей и обмена душами. Стоит ли говорить, что в 2005 году Dawn of Sorrow просто взрывала мозг игрокам своей эпичностью, красотой и функциональностью?
И знаете что? Следующие две части были ещё лучше!
Castlevania: Portrait of Ruin [ноябрь 2006, DS]
Хронологически, Portrait of Ruin идет после Bloodlines. Если помните, там Джон Моррис и Эрик Лекард путешествовали по всей Европе времен Первой Мировой, пытаясь остановить Елизавету Батори и не дать воскресить Дракулу. Что ж, теперь за окном 1946 год, уже закончилась Вторая Мировая Война, а главных героев снова двое, при чем не на выбор - сразу двое.
Вампир Браун любит рисовать. А ещё он зол на весь мир и презирает Дракулу за его неудачи. У него есть две дочери - Стелла и Лоретта Лекард (дочери Эрика Лекарда, обращенные в вампиров). Жизнь у него не самая радужная, но картины он пишет гениальные. В них сокрыты все его секреты, его сила, и то, что помешает кому-либо ему противостоять. Ну, кроме главных героев, конечно.
Главные герои - друзья детства и коллеги по делу охоты на кровососов, Джонатан Моррис (сын Джона Морриса) и Шарлотта Олин. Первый стал наследником отцовского хлыста Vampire Killer, а вот Шарлотта - прирожденная волшебница, во всем полагающаяся на знания. Понимая, что сила Брауна сокрыта в картинах, и что просто так их не уничтожить, они отправляются в сами картины для уничтожения зла изнутри и путешествия между ними, на чем и строится геймплей Potrait of Ruins. За счет этого игра получила огромное разнообразие локаций (от полуденного Лондона до жутких шизофренических подземелий) с соответсвующими сеттингу врагами (коих здесь больше, чем во всех предыдущих частях серии).
Игра прекрасна в художественном плане, но ещё лучше - в плане боевой системы и ощущений от управления двумя игроками сразу. Моррис унаследовал классическую боевую систему - кнут и святая вода/мечи/топоры, которые можно метать, и которые можно прокачивать. У Шарлотты также два типа оружия - основным выступают книги определенного типа (даже книги с холодным оружием), а второстепенным - магия нескольких видов (огонь, лёд, ветер и т.д.). Кроме того, по мере прохождения герои будут находить особые совместные супер-атаки, которые не только круто выглядят, но и мокрого места не оставляют от всего на экране.
Как же происходит управления сразу двумя персонажами? Между ними можно свободно переключаться в бою, а пока вы управляете одним персонажем - второй сражается автоматические тем же типом оружия, что и вы. Стоит сказать, что ИИ здесь довольно хорош, хотя не ждите от него необычных тактических решений и ощутимой помощи. Если вы заберетесь слишком далеко вперед, второй игрок автоматически телепортируется к вам.
Что важно, Portrait of Ruin стала первой игрой в серии с полноценным кооперативом! В игре есть два мультиплеерных режима - Shop Mode для обмена инвентарем, и Co-op mode с поддержкой чата, для совместного прохождения через Wi-Fi или соц.сеть Nintendo.
Игра получила крайне запутанный сюжет, построенный на Bloodlines и имеющий тонну отсылок как к нему, так и к предыдущим частям серии. По прохождении с хорошей концовкой (а концовок также немало, в зависимости от посещенных локаций), вам будут открыты альтернативный режим игры, главный герой в котором - Рихтер Бельмонт бок о бок с Марией, сохранившие способности Морриса и Шарлотты. Есть даже короткий режим предыстории, где героинями являются две дочери Брауна, а всё управление производится тач-скрином.
Castlevania: Order of Ecclesia [октрябрь 2008, DS]
XIX-й век, легендарный клан Бельмонтов к тому времени практически исчез, а на его место пришли различные ордены борьбы со злом, сдерживающие Дракулу и культы, пытающиеся его возродить. Наиболее влиятельным среди них был орден "Ecclesia", разработавший систему символов "Dominus", вобравших в себя силу Дракулы, но сливающихся со своим носителем в одно целое, а часто и убивающих его.
Наиболее "подающим" надежды членом ордена была девушка Шаноа, и именно её выбрали как носителя "Dominus". Но во время ритуала второй ученик, Альбус, похищает символы и скрывается, лишив Шаноа эмоций и памяти, а орден - влияния и силы для удержания Дракулы. Спустя некоторое время, глава ордена обучает Шаноа управлению "глифами" (новшество боевой системы) и велит отправляться за Альбусом и найти Доминус.
Глифы, а точнее "символы глифов" - это довольно мощная и разнообразная система, заменившая здесь привычное вооружение игрока. Глифы для рук - это и есть то самое "оружие", а ля "удар косой", "удор мощной косой", "бросок бумеранга с лезвиями" или "щит" и "мощный щит". Таких глифов - около сотни только для рук, и при этом, в каждую руку можно взять по глифу и комбинировать атаки. И это ещё не всё! Есть также отдельные глифы на спину - некоторые из них пассивно повышают какой-то навык, а некоторые - позволяют летать, превращаться в маленького робота или даже кошку (и разговаривать с кошками в деревне ). В общем, контента по части боевой системы хоть отбавляй, правда, они также активно отбавляют ваши сердечки, аналог маны. Это при том, что есть система "реликтов" - постоянных способностей, "Glyph Union" - набор комбо для определенных комбинаций глифов (можно скастовать ими гигантский топор или молот), и предметы брони, которые также могут быть зачарованы.
Сам игровой мир тоже изменился, сделав Order of Ecclesia самой "RPG"-игрой из всех Castlevania. Мир здесь был открыт в глобальном плане. У вас есть родной город, в котором находится ваш орден, торговцы и местные жители (половину которых вы сами же и спасли) и множество огромных сюжетных локаций на карте, между которыми можно свободно перемещаться.
К сожалению или к счастью, Castlevania: Order of Eclessia подводит итог эпопеи Castlevania на Nintendo DS, а вместе с Portrait of Ruin и незабвенной Symphony of the Night, без преувеличения, входит в топ лучших и самых ярких игр серий, которые запросто можно советовать не только фанатам серии, но и обычным геймерам, которые просто хотят чего-то красивого, интересного и в меру сложного геймплея.
Перезапуск серии
Эпоха Castlevania для портативных консолей, ставший для серии эдаким Ренессансом, подошла к концу, и Konami вновь решили поэкспериментировать с жанрами и геймплейной оберткой.
Castlevania: Harmony of Despair [август 2010 - Xbox 360/март 2012 Playstation 3]
Первый экспериментом стала Harmony of Despair - своеобразная онлайновая песочница по Castlevania. Игра включает в себя десятки уровней с разными боссами, а в качестве игровых персонажей доступен почти весь пантеон серии - от Марии и Саймона (даже 8-битная его версия) до Алукарда, Сомы Круза и Шаноа.
Создавайте сессию в онлайне (на PS3 доступен также локальный ко-оп), ждите товарища и вуаля - перед вами гигантских размеров уровень с сотнями противников на пути, а в конце - главный босс, который и является вашей целью. Система развития персонажей упрощена, истории никакой, но игра вышла чертовски весёлой, хотя и не дотягивала по разнообразию режимов и контента, до других игр в этом жанре.
Castlevania Judgment [ноябрь 2009, Wii]
Вторым экспериментов стала Castlevania Judgment, и это был...файтинг. Многие, хоть краем уха слышавшие о Castlevania, были повергнуты в легких шок, но не так страшна сама смена жанра (всё таки, многие крупные серии таким грешили), как его реализация.
Паренек, которого вы видите на обложке - Саймон Бельмонт, а те кто "в теме" - видят в нем никого иного, как Ягами Лайта из аниме Death Note. И нет, это не просто бурная фантазия - на роль дизайнера персонажей (коих в игре 13) был приглашен Такеши Обата, известный миру именно по этому аниме. Проблема в том, что Castlevania его стиль не подходит совсем. Если кратко: сюжетная часть - слита напрочь, технически всё просто ужасно, и фанаты предпочитают обходить Judgment стороной, пытаясь не замечать "Castlevania" в названии.
Castlevania: Lords of Shadow [октябрь 2010, PS3, XBOX 360]
Castlevania: Lords of Shadow – Mirror of Fate [март 2013, 3DS, PS3, XBOX360]
Castlevania: Lords of Shadow 2 [февраль 2013, PS3, XBOX 360, PC]
После странных экмпериментов, Konami решили сделать резкий поворот на 180 градусов, отдать работу над новой частью в руки сторонней студии (в частности, был приглашен Хидео Кодзима, работавший на Metal Gear), объявить о перезапуске серии и выпустить уже современную Castlevania, вновь в 3D - Lords of Shadow.
Вышедшая трилогия заслуживает отдельного обзора, но дабы не углублятся, скажем вкратце. Игровая история переписана с нуля, и повествует о медленном превращении Габриэля Бельмонта, бравого крестоносца, лично выносящего орды демонов в первой части, в самого Дракулу - уже во второй (события второй происходят уже в современном мире).
Между ними вышел платформер Lords of Shadow: Mirror of Fate на 3DS, в котором пронизанным жаждой мести, узлом, завязывается история Алукарда, сына Дракулы, и Саймона и Тревора Бельмонтов, дабы объяснить сложные семейные отношения Лорда Тьмы из продолжения.
По жанру, обе части Lords of Shadows - слэшер (в духе God of War или DmC), и пусть для фанатов серия закончилась на Order of Ecclesia, а для самых преданных на Symphony of the Night, Lords of Shadow - определенно интересная, отлично срежисированная, игра. И возможно, последняя игра с Castlevania в названии.