ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Castlevania. Часть 1. Двухмерная классика.

Castlevania. Если бы эта серия была валютой, то можно хранить сбережения только в ней, ведь она постабильней доллара будет. Это одна из самых количественно огромных игровых серий в истории (больше игр только о Марио и компании), библиотека игр, пародий, ремейков и ремейков ремейков которой превосходит все мыслимые границы (более тридцати тайтлов, при том, что с момента выхода первой части ещё не прошло 30 лет), при том, что сюжет начал формироваться где-то части с десятой. Кастла выпускалась почти под все известные и неизвестные платформы ещё со времен Famicom и NES, и даже сейчас, во времена Wii U, PS4 и Xbox One, серия продолжает пополняться новыми частями и переизданиями, пусть и не так активно.

За всё время существования серии, что с ней только не делали - экспериментировали с жанром и геймлеем, добавляя (скорее, воруя) новые особенности в обычный платформенный геймплей (так и появился жанр "метроидвания" - смесь открытого мира Metroid и готично-магического мира Castlevania), добавляли элементы RPG, переносили в 3D и превращая "кастлу" в слэшер, создавали версии в стиле "для самых маленьких" и даже из далекого прошлого перенося действие в 2030-е годы. Тем не менее, почти каждая "Кастла" по-своему уникальна и интересна, и даже самая первая, вышедшая в 1986 году, хотя она и была проста как кирпич (как, впрочем, и все платформеры того времени).

castlevania 1

История всей серии строится на провостоянии клана Бельмонтов графу Дракуле, и хотя в более поздних частях серии объявятся члены семьи Дракулы или совсем уж новые персонажи и злые тайные общества, общая линия неизменна - есть Бельмонты (сами, их друзья, невесты, кузены и дальние родственники), есть кнут Vampire Killer - артефакт клана, передающийся по наследству, и есть сам Дракула, которого нужно убить и ждать 100 лет, пока он снова возродится. Ну, или раньше - видимо, ждать так долго становится скучно, так что его то возрождают, то убивают (в Symphony of the Night он прямым текстом говорит, как ему всё это надоело). Историческая хронология вообще слабо соблюдается и держится на условностях, а иногда в завязке просто пишут "Дракула опять возродился" - и, идите убивать.

Эпоха 8 бит

 

Castlevania (Devil's Castle Dracula) [26 сентября 1986 года NES]

Vampire Killer [30 октября 1986 года компьютер MSX2]

Истоки Castlevania берут своё начало из легенд о всем самом темном и пугающем, что когда-либо придумало человечество - зомби, Смерть (Мрачный жнец) и, конечно, Дракула (куда же без него). Castlevania была выпущена Konami, в 1986 году на крайне популярной тогда консоли Famicom, а сюжет, как вы уже догадались, строился на мифах о небезызвестном кровопийце.

Если говорить о сюжетной завязке первой Castlevania, то по времени это 1691 год, а главный герой, Саймон Бельмонт, должен убить Дракулу, ибо [мрачный тон] "Баланс сил добра и зла покачнулся, а замок Дракулы вно-о-овь появился на горизонте...". По внутренней исторической хронологии, это, к слову, седьмая часть.

castlevania 1 1

Геймплейно Castlevania представляла собой самый типичный платформер того времени - иди к цели без возможности особо свернуть и без сюжетных развилок, открывай секреты, скрытые в лестницах или платформах, собирай сердечки, которые, к слову, не восстанавливают здоровье, а лишь служат своеобразной "маной" для дополнительного оружия и считаются за очки в конце уровня, и уничтожай целый пантеон из мифических существ (летучие мыши, скелеты, мумии, Медуза Горгона, Франкенштейн и т.д.), убивая в конце уровня босса и Дракулу в финале. В качестве главного оружия – хлыст, который можно проапгрейдить бонусами до цепного кнута и длинного цепного кнута (Morning Star). Помимо этого есть и дополнительное оружие - метательный кинжал, метательный топор, метательный крест с принципом бумеранга и даже часы - артефакт, останавливающий врагов на экране.

castlevania 1 2

"Что же в ней такого особенного?" - спросите вы. Сравнивая с играми того времени, она была довольно большой и продуманной - несколько видов оружия, большие уровни с секретами, а какое разнообразие врагов, вплоть до самой Смерти! Да и готический антураж, вкупе с неплохой, по тем временам, графикой и подходящему общему настроению игры саундтреку, делали своё дело. Но есть ещё одна вещь, на годы ставшая одной из главных особенностей серии - это невыносимая сложность. Castlevania дьявольски сложна, противников десятки, а умереть крайне просто. Возможно, именно этот вызов и получаемое от прохождения чувство превосходства, сделали игру культовой.

castlevania 1 3

Буквально через пару месяцев вышла альтернативная версия Castlevania на популярном тогда компьютере MSX2 - назывался он просто Vampire Killer. Видимо, Konami экспериментировали с названием во времена зарождения серии. Само название Castlevania, к слову, образовано из совмещения слова Castle [замок] и Transsilvania, а в Японии серия неизменно называется Akumajō Dracula - "Замок Дракулы".

Несмотря на то, что сюжет, помещения, противники и спрайт героя были те же - игра была куда более открыта для исследования, и уже тогда в неё пытались ввести RPG-элементы. По всему уровню были разбросаны ключи, которыми можно было открывать сундуки и некоторые двери, а для попадания в комнату главного босса нужно было сперва найти главный ключ. Сердечки уже тогда служили валютой, а в некоторых секретных комнатах попадались торговцы!

castlevania 1 4

 

Castlevania II: Simon's Quest [28 агуста 1987 года в Японии/ 27 апреля 1990 года в Европе, NES]

Вторая часть серии вышла всего спустя год, и хотя технически и графически не особо отличалась от первой - серьёзно был изменен геймплей (хотя, это были лишь первые эксперименты Konami над жанром). Если в первой части мы начинали прямо у ворот замка, то во второй - игра начинается в городе. В нем вы можете бесплатно восстановить здоровье в церкви и даже прикупить амуниции и зелий на собранные с монстров сердечки.

Арсенал игрока также слегка пополнили (огненный кнут, огненная святая вода, артефакты в виде кристаллов) и ввели систему прокачки персонажа (его силы и полоски здоровья): до второго уровня - 100 сердечек, 50 сердечек - на каждый новый уровень. А еще появилась смена дня и ночи - ночью враги становятся сильнее и торговцы сворачивают свои лавки.

castlevania 2 1

Сюжетно действие происходит спустя 7 лет. Оказалось, что на Саймона было наложено проклятие, а для его снятия нужно воскресить Дракулу, собрав пять частей его сущности, и... убить его снова, чтобы похоронить. Разбросаны его части по всему миру (несколько городов и замок Дракулы). Концовок несколько, в зависимости от времени прохождения: до 8 часов - успешное излечение после убийства Дракулы, более 8 часов - игрок убивает Дракулу, хоронит, и сам вскоре погибает, сильно больше 8 часов - смерть Саймона сразу после убийства Дракулы. И хотя концовки ни на что не влияли, их наличие и общая нелинейность на фоне первой части приятно радовали и создавали иллюзию чего-то большого. Мир Castlevania начал развиваться.

castlevania 2 2

 

Castlevania III: Dracula's Curse [декабрь 1989 года NES]

В третьей части, Konami решили отойти от элементов RPG, и целиком вернуться к механике первой части, но с парой нововведений - несколько игровых персонажей, среди которых Алукард - сын Дракулы и немаловажный персонаж дальнейших частей, и нелинейность прохождения. По пути к замку встречаются развилки, от правильного выбора которых зависит, что и кого вы встретите на пути.

Роль главного героя отведена Тревору Бельмонту, семью которого местные жители попросили не смущать народ своими странными силами и уйти в изгнание. Но в 1476 году, когда Дракула вновь вернулся и стал злодействовать по всей Европе, мнение резко изменилось и Бельмонтов, в лице Тревора, попросили вернуться.

castlevania 3 1

Механика, в целом, осталась старой - сердечки, монстры, хлыст. Один из персонажей, встреченный главным героем на заводе - акробат, может ползать по потолку, да и просто на порядок проворнее. Второй - волшебница Сифа, умеющая кастовать фаерболы и убивать ими боссов секунд за 10. Третий - Алукард, умеет превращаться в летучую мышь (расходуя по сердечку за секунду) и пускать магические шары из-под мантии. Правда, все персонажи являются мини-боссами, и сразятся с вами, перед тем как примкнуть.

На третьей части заканчивается "классическая" трилогия на 8-битной Famicom, хотя, между ними вышло ещё несколько частей поменьше.

castlevania 3 2

 

Haunted Castle [февраль 1988 года аркадные автоматы, переиздан на PlayStation 2].

Haunted Castle - это порт Casltevania, вышедший на очень популярные в Японии (и чуть меньше в США) аркадные автоматы - это те, что стоят в клубах в фильмах 80-х/90-х, и на которые детишки тратят выпрошенные у родителей четвертаки. Чем игры на них отличаются от версий на домашних консолях? Тем, что они сложнее (нужно же как-то выманивать те самые четвертаки), а железо в аркадных автоматах, как правило, мощнее, следовательно, и игры на них выходят красивей. Те же принципы действуют и для Haunted Castle.

Выживший Саймон Бельмонт на радостях предложил руку и сердце свой девушке, а та, само собой, согласилась. И вот они уже сыграли свадьбу, как откуда ни возьмись появляется воскресший Дракула и уносит возлюбленную Бельмонта в свой замок. Забавно, не правда ли? В любом случае, эта часть никак не связана с общей вялотекущей историей, и не прижилась среди фанатов, хотя в ней и была великолепная, по тем временам, графика и новое оружие в виде меча и различных бомб.  

castlevania 3 3

 

Castlevania: The Adventure [октябрь 1989 года GameBoy, 1999 год переиздан на GameBoy Color]

Порт Castlevania на одну из первых "крутых" портативных консолей (тем не менее, монохромную), стал отдельной частью, что, впрочем, не особо важно - теперь мы Кристофер Бельмонт, убиваем дракулу за сотню лет до Саймона Бельмонта, вот и всё.

Геймплей слегка упростили - у Кристофера было всего три жизни на всю игру (правда, за 10000 очков можно получить дополнительную), а сердечки служили восстановителями здоровья, но выпадали реже. Периодически выпадали бонусы для хлыста, позволяя превратить его в огненный хлыст, метающий фаербол при атаке, но от второстепенных молотов и крестов избавились совсем. Уровней в игре было всего четыре.

В целом, как для своей платформы, порт вышел неплохой, пусть и слишком уж упрощенный. А позднее вышло ещё 2 сиквела и на GameBoy появилась собственная серия. Гораздо позднее, уже на Wii, появилась Castlevania: The Adventure Rebirth - ремейк самой-самой первой части с портативки, но уже на современных технических мощностях.

Castlevania Gameboy 1

 

Castlevania II: Belmont's Revenge [июль 1991 года GameBoy, июль 1996 года GameBoy Color]

Вторая часть серии на GameBoy стала прямым продолжением первой - спустя 15 лет Дракула, не умерший окончательно, похищает сына Кристофера Бельмонта, так что сам Кристофер вынужден снова взяться за хлыст.

Что важно, во второй части в игру вернули классический геймплей - дополнительное оружие в виде святой воды, метательного топора и креста, сердечки, служащие ему маной, и целых пять уровней. Вкупе с общей оптимизацией, сделавшей Belmont's Revenge куда "плавнее" в управлении, и даже красивее предшественника, вторая часть стала большим шагом вперед в развитии мини-серии.

Castlevania Gameboy 2

 

Akumaji Special: Boku Dracula-kun [октябрь 1990 года NES]

Прошло всего 4 года, после выхода оригинала, но, видимо, Castlevania успела стать настолько культовой, что Konami решили выпустить пародию на себя же. Boku Dracula-kun - это миловидная история о приключениях сына Дракулы - Алукарда, выполненное в анимешном чиби-стиле. Дракон Гарамот нагло обнес замок Дракулы, пока все спали в своих уютных гробах, так что разбуженный Алукард тут же принялся искать злодея и мстить.

Чиби-кастла вышла довольно интересной и по-своему очаровательной игрой, хотя с оригиналом имела мало общего: маленький Алукард стреляет зарядами энергии, со временем получает навык на выбор (превращение в летучую мышь, заморозка и т.п.), а вместо привычных сердец с монстров выпадали монетки, на которые, сыграв в мини-игру в конце уровня, можно получить дополнительную жизнь. Один из боссов - представитель Ку Клукс Клана (серъезно!; правда, в ремейке на GameBoy свастику со лба решили убрать, и теперь это просто милое приведение).

Castlevania Gameboy 3

 

Kid Dracula [январь 1993 года GameBoy]

Позднее, когда Famicom уже стала приставкой прошлого поколения, а портативки в лице GameBoy во всю набирали обороты, Boku Dracula-Kun получила порт на GameBoy, практически не отличающийся от оригинала ничем, кроме отсутствия цвета. Что забавно, игрался порт куда динамичней "взрослой" Castlevania: The Adventure.

Castlevania Gameboy 4

 

Эпоха 16 бит

 

Super Castlevania IV - [октябрь 1991 года SNES]

Super Castlevania IV - это ремейк первой части, но со значительно улучшенной графикой, музыкальным оформлением и геймплеем. Ещё бы, ведь вышла игра под SNES, а это уже эпоха 16-битных консолей с куда более мощным железом!

Так как это ремейк, то главным героем выступает по-прежнему Саймон Бельмонт, да и миссия у него никак не изменилась. Именно в этой части серии фанаты узнали, что (как сказано в начальной заставке) "Дракула мистическим образом восстает из мертвых каждые 100 лет, а Бельмонты его уже сотни лет убивают".

Несмотря на то, что это всего лишь ремейк, игра в полной мере заслуживает свое имя и приписку "Super", единственную во всей серии. Технологически это была GTA V своего времени.

castlevania 4 1

Серьёзно изменили механику персонажа. Если раньше Бельмонты могли бить хлыстом только вправо, то на новой консоли Саймон научился метать хлыст и вправо, и влево, и в прыжке, и по диагонали, и даже по свободной траектории, зажав кнопку хлыста и кнопки направления. А ещё сам Саймон мог двигаться на корточках (вот только без перекатов и укрытий) и менять своё направление в полёте. Такие мелочи серьёзно изменили общие ощущения от Castlevania - игрок получил полное управление персонажем. После Super Castlevania IV казалось, что легче поставить cпартанца на колени, чем управлять первыми инкарнациями Саймона - настолько новы были ощущения.

Сложно назвать Castlevania IV ремейком, ведь для того, чтобы дать игрокам опробовать все новинки, Konami изменили замок Дракулы до неузнаваемости. Он стал чертовски красивым, подвижным и детальным, некоторые уровни медленно переворачивались по кругу, а в одном коридоре в конце так и вовсе был подвижный трехмерный фон! В общем, говорить о том, что графика сделала гигантский шаг вперед, не стоит - и так всё понятно.

castlevania 4 2

 

Castlevania: Bloodlines [май 1994 года Sega Mega Drive]

Как говорится, не SNES единой… В те годы была ещё одна консоль, задававшая всем жару своей технической начинкой - Sega Mega Drive, поэтому на неё тоже вышла своя Castlevania, причем единственная для этой консоли.

В отличие от версии для SNES, Bloodlines не была ремейком, а стала отдельной частью, пытающейся ввести в Castlevania какую-то драму и сюжетный смысл. Если вы читали "Дракулу" Брема Стокера, то наверняка знаете, кто такой Квинси Моррис (для тех, кто все-таки не знает: парень, убивший Дракулу). В Castlevania: Bloodlines Квинси Моррис - друг семьи Бельмонтов, охотник на вампиров, убивший Дракулу в 1897 году.

Castlevania Bloodlines 1

Грянула Первая Мировая война, косвенно развязанная культом Дракулы с его племянницей Элизабет Бартли во главе (в японской версии - Батори, известная персона в Венгрии 1600-х годах, но локализаторы накосячили). Цель - вновь окунуть Европу в океан злости и смертей, чтобы собрать достаточно сил для воскрешения любимого дяди. Но есть двое, что не могут этого допустить: Джон Моррис, потомок Квинси Морриса, и его друг Эрик Лекард, чью возлюбленную превратили в вампира. Теперь им предстоит пройти через всю Европу в охоте на Элизабет, ну и, конечно же, убить Дракулу.

Из всего выше сказанного следует, что у нас теперь два отличающихся друг от друга игровых персонажа! Джон, как и подобает охотникам на вампиров, вооружен кнутом и, как Саймон из Castlevania IV, может метать его по диагонали (но только в прыжке), а также цепляться за специальные платформы. Эрик Лекард, в свою очередь, вооружен копьем, которое не только бьет сильнее и дальше кнута, но и позволяет отталкиваться от него и прыгать выше.

Castlevania Bloodlines 2

Дополнительное оружие почти не изменилось. Метательный топор, крест-бумеранг, святая вода и магический шар для Джона, магический наконечник копья для Эрика, который серьезно улучшает атаку, но питается не сердцами, а кристаллами (выпадают из противников и элементов окружения). За каждые 10 кристаллов можно выполнить "супер-атаку" и разгромить всё в округе.

Сюжетный размах тоже поражает - игроки не только топтались по уже осточертевшему замку Дракулы, но путешествовали от заводов Германии, через Италию и Грецию к Версальскому Дворцу во Франции, и всё это с соответствующим дизайном уровней. В общем, Castlevania для Sega Mega Drive вышла качественной, динамичной и красивой.

Castlevania Bloodlines 3

 

Castlevania: Rondo of Blood [октябрь 1993 года PC-Engine]

Вы когда-нибудь слышали о PC-Engine, он же TurboGrafx-16? Сомневаюсь, а ведь помимо SNES и Sega Mega Drive, было множество других, менее успешных консолей четвертого поколения. На PC Engine, точнее для ее версии с CD-ROM, появилась своя Castlevania. Игра получилась настолько хорошей, что её концовка служит завязкой для великой Symphony of the Night.

За окном 1792 год. Аннет, девушку главного героя Рихтера Бельмонта, похищает Дракула. В общем, что будет дальше, вы и сами прекрасно знаете. Правда, в отличие от столь же банальной завязки Haunted Castle, в Rondo of Blood уместили полностью озвученные диалоги, кат-сцены и даже оригинальная инструментальная версия саундтрека (с таким объемом носителя было, где развернуться). Хотя, техническая начинка PC-Engine была на уровне SNES и Mega Drive, Castlevania: Rondo of Blood, по общим ощущениям, уделывала братьев по консолям в два счета.

Castlevania Rondo of Blood 1

Как и в Castlevania III, игроку периодически предлагался выбор дальнейшего пути. К замку мы приходили в любом случае, да и концовка у игры была одна, но от выбора зависело, кого мы встретим по пути. Сам мир теперь стал не просто картинкой с разноцветными пикселями, он двигался и жил. Игру хотелось перепройти по другому пути, и совсем не потому, что играть было не во что. Rondo of Blood красива и интересна, хотя и является по-прежнему линейным action-платформером.

Помимо сюжетных персонажей, есть сестра Аннет - Мария, которую Рихтер спасает по ходу игры. Когда вам предложат играть за неё, вы поймете, что добро всегда побеждает зло, а воздушная 12-летняя девчушка в розовом платье, кастующая котиков и голубей, выносит орды жителей замка куда эффективней Рихтера с его кнутом, да и просто передвигается гораздо проворнее. Играть за неё - это все равно, что найти в сундуке шестистволку с полным боезапасом, весело и ни капельки не сложно.

Castlevania Rondo of Blood 2

С Рихтером же всё по-старому (кроме того, что он научился делать сальто) - кнут, метательные кресты и топоры, святая вода, сбор сердечек и "супер-атаки", зависящие от дополнительного оружия.

Rondo of Blood стала неожиданно потрясающей игрой на фоне прошлых частей, но на слишком уж редкую платформу бросили свои силы разработчики. Позднее Rondo of Blood получила порт для SNES, псевдотрехмерный ремейк на PSP (вид сбоку, но модели трехмерны), на которой игра продавалась вместе со своим продолжением - Symphony of the Night, что можно считать лучшим маркетинговым ходом Konami в истории. Ещё позднее вышла версия на Virtual Console под Wii, так что легендарная часть серии ни в коем случае не канула в лету из-за непопулярности оригинальной платформы.

Castlevania Rondo of Blood 3

 

Castlevana: Dracula X [июль 1995 года SNES]

Через 2 года вышел порт Castlevania: Rondo of Blood на SNES. Хотя геймплейно и сюжетно она полностью копировала оригинал, но были вырезаны кат-сцены, отсутствовала Мария в качестве игрового персонажа, осталось всего две сюжетных развилки, а сами уровни были перестроены.

Это по-прежнему была неплохая часть серии, но всё самое интересное, если сравнивать с Rondo of Blood, убрали.

Castlevana Dracula X 1

 

Castlevania Chronicles [июль 1993 года SHARP X68000, май 2001 года Playstation 1].

Castlevania Chronicles - порт самой первой Castlevania на компьютер SHARP X68000. Геймплейно она ни капли не изменилась, но были серьезно доработаны графика и звук, проведен полный редизайн уровней (даже добавили парочку новых). Для владельцев SHARP X68000, Castlevania Chronicles стала приятным сюрпризом, но для большинства фанатов игровой серии она прошла мимо (хотя в 2001 году её переиздали для PS1).

Castlevania Chronicles 1

 

Castlevania Legends [ноябрь 1997 года Gameboy]

Спустя целых 7 лет после выхода первых двух Castlevania для оригинального GameBoy и за год до выхода цветного GameBoyColor (кто ж знал), выходит третья, никак не связанная с предыдущими, и стоящая в исторической хронологии игры в самом начале. Позднее ее по хронологии подвинет "Lament of Innocence", рассказывающий о самом основании клана Бельмонтов.

За окном 1450 год. Клан Бельмонтов ещё не сформировался как организация охотников за вампирами, а молодая девушка Соня Бельмонт чувствует в себе прилив необыкновенной силы. В это же время на её родной дом нападают монстры, и перед самой смертью отец вручает Соне легендарный кнут Vampire Killer. Не долго думая, девушка решает начать славную традицию периодического истребления надоедливых румынских стариков и отправляется в Замок Дракулы. Там она встречает Алукарда, который рассказывает суть существования Дракулы и вносит в игровую историю больше ясности, чем предшествующие 15 частей:

- Пока есть зло в мире, Дракула будет появляться вновь и вновь, - cказал Алукард.
- Что ж, моя семья всегда рада вернуть его обратно в гроб, - ответила Соня.

Castlevania Legends 1

Графически и геймплейно, это всё та же Castlevania на Gameboy, но в качестве главного героя выступает девушка, а вместо дополнительного оружия - магия, точнее, "боевые души" - огонь, заморозка, ветер, святость и магия, которые постепенно открываются на уровнях. Они по-прежнему питаются сердечками, выпадающими из врагов. Соня может один раз за уровень использовать "Burning Mode", что на некоторое время сделает её быстрой, злой и неуязвимой.

Сastlevania Legends могла стать цветной, если под рукой была SNES и специальный адаптер для картриджей GameBoy на SNES.

Castlevania Legends 2

 

Продолжение следует...  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить